Эксоцман
на главную поиск contacts

Научить учителей

24.02.2013
В каждом уважающем себя вузе преподаватели регулярно проходят повышение квалификации. В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ), наряду с другими программами, для преподавателей открыта Школа педагогического мастерства. Ее главная задача – дать современные педагогические знания и инструменты: ведь за исключением педвузов, ни в аспирантуре, ни после нее мастерству преподавания, как правило, не учат.

  Идея создания Школы педагогического мастерства возникла 10 лет назад в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (Финэке), правопреемником которого является СПбГЭУ, и основной целью было знакомство преподавателей с современными образовательными технологиями, в том числе зарубежными – вуз открывал программы двойных дипломов, изучал лучшие зарубежные практики. Поначалу предлагался 20-часовой курс по использованию информационных технологий, активных форм обучения (кейсы, ролевые игры и проч.), изучению психологических аспектов преподавательской деятельности.

В 2009 году в Финэке начала разрабатываться многоуровневая система повышения квалификации – сегодня университет предлагает различные программы не только для своих научно-педагогических работников, но и для преподавателей других вузов России. Есть программы по иностранным языкам (главным образом, для преподавателей, читающих курсы на английском и французском), по информационным технологиям, развитию коммуникативной компетентности и другие. Программу Школы педагогического мастерства решили расширить – сделали ее 72-часовой и дали ей новое название «Педагогические инновации в образовании». Хотя и старое название из обихода не ушло.
 
 
  Все возрасты покорны
 
 Первоначально Школа педагогического мастерства была рассчитана на молодых преподавателей, но интерес к ней проявили преподаватели всех возрастов. Набор проходит по заявкам на повышение квалификации преподавателей от заведующих кафедрами – окончательное решение, кто из сотрудников больше всего нуждается в обучении в данный момент, принимают именно они. Деканы также участвуют в данной работе, координируя потребности кафедр.

Повышение квалификации непосредственно связано с качеством работы преподавателя. Вот уже более 20 лет в СПбГЭУ дважды в год проводится опрос «Преподаватель глазами студентов» – ребятам раздают анкеты с фамилиями преподавателей, которые вели у них занятия, и работу каждого они должны оценить по десятибалльной шкале. В отличие, например, от Высшей школы экономики, где имена лучших преподавателей по результатам аналогичного опроса объявляются публично, в СПбГЭУ считают, что публичное обнародование результатов осложнит отношения в преподавательском коллективе. Но администрации (ректорату, деканам, заведующим кафедрами) результаты, разумеется, известны, и они учитываются при анализе качества работы преподавателей, принятии соответствующих управленческих решений, в том числе о необходимости повышения квалификации. По мнению проректора по качеству Елены Горбашко, повышение квалификации положительно сказывается на рейтинге преподавателя и качестве его педагогической и научно-исследовательской деятельности.
 

  Преподаватель как лидер

 Чему же учат в Школе педагогического мастерства? Программа состоит из нескольких модулей. Это государственная политика в образовании, инновации в проведении учебных занятий, современные методы контроля качества учебного процесса и подготовки студентов, компьютерные технологии в учебном процессе. В основном занятия ведут искушенные в вопросах андрагогики (обучения взрослых) преподаватели СПбГЭУ, но иногда приглашают и внешних лекторов. Так, мастер-класс на тему «Смерть через Power Point и как от нее спасаться» здесь провел известный специалист по презентационному коучингу и дизайну Алексей Каптерев, его всемирно известная презентация в числе других висит на страничке Школы педагогического мастерства в Интернете.

Вот характерный пример. Профессор кафедры социологии и управления персоналом Владимир Спивак, научный руководитель программы «Педагогические инновации в образовании», автор многих научных работ по организационному лидерству и педагогическим технологиям, читает лекцию «Первое занятие. Как овладеть вниманием аудитории и поддержать его».

Первая тема – «Преподаватель как лидер». Объясняется, каковы условия успешного лидерства: профессиональная компетентность, системное мышление, эмоциональный интеллект, навыки командообразования и работы в команде. Далее вопрос: чем лидеры отличаются от менеджеров – в двух графах таблицы в презентации приводятся характеристики лидера и менеджера. Затем подробно о том, кто такой лидер: принципы лидерства, инструменты лидера в принятии решений, решении проблем и т.д.

Вторая тема – «Студенты: модели личности и группы». Студенты, наверное, и не догадываются, как досконально их изучают, даже в историческом аспекте. Изучаются ценности представителей трех поколений – «беби-бумеров», поколения X, поколения Y – и события, повлиявшие на формирование этих ценностей.

Третья тема – «Некоторые модели взаимодействия преподавателей и студентов», в рамках которой рассматриваются в том числе обязанности студентов СПбГЭУ в соответствии с внутренними Правилами внутреннего трудового распорядка и факторы, обеспечивающие привлечение внимания к лектору и лекции (элементы профессиональной компетентности преподавателя). Искушенные в вопросах психологии студенты и преподаватели, читающие эту статью, конечно же, знают, что такое «правило 24%», «правило английского сержанта», «правило 15-30 секунд в начале и в конце выступления», «правило рамки» и «правило цепи»…

Занятие «Организация диспутов и мозговой атаки» посвящено активным методам обучения. Нет ничего лучше, чем осваивать их на практике. Ведущий формирует группы слушателей и предлагает тему для обсуждения. Например: как привлечь студентов к научной работе. Начинается диспут, переходящий в «мозговую атаку» (это, собственно, и есть разновидности активных методов), – участники предлагают способы решения столь сложной для многих вузов задачи. В итоге не просто освоен метод диспута и мозговой атаки, но есть шанс, что каждый участник внесет свой вклад в организацию научной работы студентов на своих кафедрах.

СПбГЭУ перешел на модульно-рейтинговую систему организации учебного процесса, и это тоже актуальная тема повышения квалификации. Допустим, идет обсуждение, как в этой системе мотивировать студентов работать на семинарах, как оценить их самостоятельную работу, какие наиболее эффективные формы контроля (контрольные точки) предусмотреть в рамках модульного курса. Участники обсуждения начинают высказывать идеи. Может быть, нужно обязать студентов готовить письменную работу к каждому семинару? Так и самостоятельную работу можно оценить, и будет мотивация к подготовке. Другой участник возражает, что у студентов и так большая нагрузка – им нужно и к другим занятиям готовиться. По итогам дискуссии найдено решение: в середине курса проводится зачет (можно в групповой форме), общая оценка – за работу на семинарах, в конце курса – экзамен.
Итоговая работа в рамках повышения квалификации преподавателей посвящена созданию программы учебной дисциплины, применению нового метода в обучении и т.д.
 

  …либо не узнали бы вовсе
 
 «Результаты программы обычно ориентированы на практику, – отмечает Елена Горбашко. – Часто материалы выпускных работ можно тут же использовать – например, пишут о возможности применения кейсов в учебном процессе и сразу после защиты выпускной работы разрабатывают и включают в свой курс кейсы. Эта программа очень полезна для преподавателей разного возраста, но в первую очередь, конечно, для молодых. Она позволяет овладеть определенными педагогическими компетенциями, которые основываются не только на знаниях, но и на опыте. В рамках повышения квалификации молодым преподавателям можно рассказать о педагогических технологиях, приемах, методах, о которых в ином случае они либо узнали бы только на собственном опыте, либо не узнали бы вовсе».

СПбГЭУ в настоящее время объединяет три питерских вуза: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет и Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. Каждый из них имеет свою систему повышения квалификации преподавателей. Так что теперь предстоит выбрать лучшее из всех наработок, тем более что повышение квалификации объявлено важным элементом стратегии развития объединенного университета.

Екатерина Рылько