Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – онлайн-исследователь

Мария Алексейчук, директор по онлайн-исследованиям компании Profi Online Research
28.03.2013
Область онлайн-исследований в нашей стране развивается так же стремительно, как Интернет. Большая часть повседневных привычных дел – покупки, финансовые операции, общение между людьми – переходит в виртуальную реальность. Потребителей товаров и услуг, чье мнение интересно исследователям, стало удобнее искать и опрашивать тоже в Интернете. На смену традиционным опросам пришли онлайн-панели, а вместе с ними появилась и профессия онлайн-исследователя. 

– Мария, что такое онлайн-исследования? К какой сфере деятельности они относятся?

– Онлайн-исследования – это сфера маркетинга, где в качестве инструмента используется Интернет, а предметом изучения становится аудитория Интернета. С помощью онлайн-технологий опрашиваются разные категории населения – эксперты, представителя бизнеса, специальные целевые группы, труднодоступные категории и проч.

Область онлайн-исследований в нашей стране развивается так же стремительно, как Интернет. Большая часть повседневных привычных дел – покупки, финансовые операции, общение между людьми – переходит в виртуальную реальность. Интернет становится популярным каналом связи с внешним миром. Потребителей товаров и услуг, чье мнение интересно исследователям, стало удобнее искать и опрашивать тоже в Интернете. На смену традиционным опросам пришли онлайн-панели, а вместе с ними появилась и профессия онлайн-исследователя.

– В чем преимущества онлайн-исследований перед обычными маркетинговыми исследованиями?

– Проекты удается реализовывать быстрее, охват аудитории больше, а усилий, в том числе и самих респондентов, для этого требуется меньше. Метод сбора данных через Интернет представляется исследователям наиболее экономичным и оперативным для проведения опросов, да и среди клиентов данный формат опросов становится более востребованным. Соответственно, повышается спрос на специалистов в области онлайн-исследований.

– Ваша компания специализируется именно на онлайн-исследованиях?

– Да, деятельность компании Profi Online Research – это своеобразный ответ современному миру интернет-технологий. С 2006 года мы проводим онлайн-исследования – у нас есть собственная сеть респондентов, насчитывающая более 320 000 человек; разработано собственное программное обеспечение, которое позволяет реализовывать самые разнообразные по сложности проекты.

– Когда и в каких странах впервые были проведены онлайн-исследования? И как эта практика развивается в России?

– Онлайн-исследования впервые появились за рубежом в конце 1990 — начале 2000-х годов. Естественно, это движение началось со стран, где уровень интернетизации населения был уже достаточно высоким (например, в Америке). И маркетологи ощущали недостаток классических методов –так, существуют определенные сложности в организации личных интервью при проведении квартирных опросов. Практика онлайн-исследований становилась тем более распространенной, чем шире проникал Интернет во все сферы жизнедеятельности людей.

Если говорить о России, то первыми такого рода исследования начали проводить зарубежные компании. Они переносили западные практики изучения рынков в нашу отечественную действительность. Сейчас в России всего несколько команд, занимающихся онлайн-исследованиями действительно на профессиональном уровне, имеющих свои панели. Не все понимают, что при проведении исследований в Интернете надо учитывать огромное количество нюансов. Как и у любого другого метода, у онлайн-исследований есть свои ограничения: здесь они в большей степени связаны с социально-демографическими параметрами аудитории, проникновением Интернета в разного типа населенные пункты.

– Кто ваши основные заказчики и какие предметы исследований они выбирают: кому и что интересно в современном мире?

– Интернет-формат проведения исследований предоставляет масштабные интерактивные возможности, поэтому опросы могут проводиться на самые разнообразные темы – тестирование сайтов и рекламных материалов, новых товаров и услуг и проч. Можно задать вопросы на очень личные и специфические темы, когда присутствие интервьюера нежелательно для опрашиваемых.

Основными заказчиками сейчас являются компании из самых разных сфер: финансовые и страховые организации, учреждения здравоохранения, производители различных товаров и услуг. Нельзя сказать, что в какой-то сфере бизнеса маркетинговые онлайн-исследования нужны больше, а в какой-то – меньше.

Вот один пример как раз на тему профориентации – недавно издательство, выпускающее журнал о построении карьеры, решило провести исследование его целевой аудитории (студенты, выпускники вузов, молодые специалисты). По результатам опросов нужно было понять, на что обращают внимание люди, которые ищут работу, как работодателям правильно рассказать о себе, как эффективно позиционировать компанию при построении HR-бренда, как создать идеальную ситуацию, когда удовлетворены и начальники, и подчиненные. Например, оказалось, что для молодых людей один из важных параметров при выборе работы – корпоративная культура в компании, то есть, уделяя внимание духу корпорации, легче привлечь новых работников.

– Сейчас у очень многих людей есть аккаунты на facebook, в контакте, например, где в профилях содержится личная информация, указывающая круг их интересов. Используете ли вы социальные сети как платформы?

– Скорее так: социальные сети являются одним из источников привлечения респондентов в наш проект. По каждому из интервьюируемых у нас имеется информация в нашей собственной базе данных, которую мы тщательно проверяем. Мы заботимся о ее «чистоте», поскольку от этого напрямую зависит объективность получаемых данных и их соответствие целям исследования.

– Каков вообще механизм проведения онлайн-исследования? Какова последовательность действий? Какие социологические методы вы применяете?

– Каждый наш проект разрабатывается индивидуально в зависимости от потребностей клиентов. Определяется цель исследования, задаются параметры респондентов, чье мнение интересно заказчику. Затем определяется метод и составляется анкета, по которой будут опрашиваться потребители.

В исследованиях могут использоваться самые разнообразные методы социологических опросов, адаптированных под интернет-специфику: фокус-группы, дневниковые исследования, количественные опросы и комбинации этих методов.

Не менее важным этапом любого исследования является обработка полученных данных и их анализ.

Вообще большим достоинством такого вида опроса является возможность следить за ходом работы в режиме реального времени.

– Охотно ли респонденты участвуют в проектах? Как вы их отбираете?

– Большинство респондентов с большим интересом участвует в наших опросах, и дело не только в том, что их труд оплачивается. Они первыми узнают о каких-то новинках, а высказывая свое мнение, могут быть уверены, что к нему прислушаются крупные производители товаров и услуг.

Поскольку по каждому респонденту у нас имеется подробная информация (социально-демографические данные, использование различных услуг и т.д.), мы привлекаем к конкретным проектам определенных представителей целевой аудитории наших клиентов. Если какой-либо важной для клиента информации нет в профиле, мы можем задать респондентам уточняющие вопросы до начала прохождения анкеты.

– Руководитель проектов онлайн-опросов – это командный работник?

- Проведение опросов в Интернете требует вовлечения высококвалифицированных специалистов из разных областей. Так что без команды тут точно не обойтись. Мы являемся агентством полного цикла, поэтому не только разрабатываем опросную анкету, но и программируем ее, приглашаем необходимое число людей к участию, обрабатываем и анализируем полученные данные, готовим аналитический отчет. Руководитель – координатор своей команды, в которой каждый профессионал занимается своей частью работы.

– С какими сложностями можно столкнуться при проведении такого рода исследований?

– Единственная сложность, с которой можно столкнуться, – приглашение к участию тех категорий респондентов, у которых нет под рукой Интернета.

Вообще же в нашей компании процесс проведения исследовательских проектов отработан до мелочей, поэтому других сложностей не возникает. Каждый исследователь, а не только тот, который специализируется на онлайн-опросах, должен адекватно оценивать возможности реализации каждого отдельного проекта, в том числе временные затраты.

– Чтобы стать профессионалом в области онлайн-исследований, какое образование стоит получить? Ведь такой узкой специализации в университетах пока не ввели?

– В онлайн-специализации используются те же методы конструирования моделей исследования, инструменты, обработка данных, что и в любых маркетинговых и социологических исследованиях. А «онлайн» здесь выступает в роли канала коммуникации с респондентами, больше относится к форме проведения опросов, а не к содержанию.

Поэтому, на мой взгляд, самым подходящим для руководителя онлайн-проектов образованием является социологическое. Оно позволяет заложить тот базис, который обязательно пригодится на практике. Если же вы планируете развивать свою карьеру в аналитике, то помимо социологии большое внимание следует уделить знаниям в области математики и статистики.

Беседовала Алина Белините