Эксоцман
на главную поиск contacts

Аспирантура в сети

22.04.2013
Вопрос о том, как сделать российскую аспирантуру эффективнее, обсуждается в последние годы на разных площадках, ведущие вузы предлагают свои решения. Одна из возможных новаций – организация сетевых аспирантур, когда аспирант, специализирующийся в конкретной научной области, мог бы слушать лекции ведущих ученых именно в этой области в разных университетах и научных организациях. Такой опыт в России уже есть – Национальная сеть аспирантур по биотехнологиям в нейронауках БиоН, в которую сегодня вовлечены около 150 аспирантов.

Нейронауки — широкая междисциплинарная область, где проводят исследования самые разные специалисты, в том числе физики, биологи, психологи. Вузов, предоставляющих курсы по всему спектру нейронаук и/или имеющих лаборатории, оборудованные для проведения соответствующих исследований, крайне мало. Интеллектуальные ресурсы рассредоточены: например, известный специалист по высшей нервной деятельности головного мозга работает в одном университете, а по моделированию нейронных процессов – в другом.

Любому аспиранту для написания диссертации в области нейронаук необходимо получать новые знания, объясняет один из основателей проекта, координатор БиоНа в России, научный сотрудник Института высшей нервной деятельности РАН Ольга Мартынова. Часто бывает так, что человек окончил биологический факультет, но его диссертация требует серьезных знаний по физике, математике или медицине – обычная ситуация для междисциплинарной области. Специальный курс ради двух-трех аспирантов университет вряд ли будет создавать. Другое дело, если его готова прослушать группа в 20-25 человек – аспирантов из разных вузов и научных институтов, у которых есть такие же проблемы и которым необходимы те же знания.

Формирование таких групп стало возможным в рамках сетевой учебной аспирантуры по нейронаукам: проект БиоН стартовал в 2010 году при поддержке гранта Европейской Комиссии TEMPUS. В нем участвуют ведущие российские университеты (МГУ, СПбГУ, ЮФУ, МГППУ, Нижегородский государственный университет) и научные организации, в том числе Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Есть и зарубежные партнеры в Финляндии, Швеции, Великобритании, Италии, Франции. Они помогли БиоНу составить образовательную программу, исходя из своего опыта учебных аспирантур.

Чтобы участвовать в проекте, вуз или НИИ должен был иметь хорошо оборудованные лаборатории и проводить исследования, связанные с нейронауками. Российских и зарубежных преподавателей, которым предстояло вести занятия в сетевой аспирантуре, тоже отбирали. Кроме того, БиоН регулярно приглашает сведущих специалистов по нейронаукам из других вузов и научных организаций.

Учебная программа БиоНа построена так. Есть три больших модуля: клеточный, когнитивный и вычислительный. В рамках каждого модуля преподаватели университетов, входящих в БиоН, читают определенный набор курсов. Языки обучения – русский и английский, свободное владение последним – одно из условий участия аспиранта в проекте.

Однодневные лекции и семинары проводятся раз в месяц или раз в два месяца на территории одного из университетов, входящих в сеть. Например, в СПбГУ 17 апреля профессор Университета Шарите (Берлин) прочитал лекцию на тему «Кортико-мышечная когерентность: нейрофизиологические основы и методы обработки», а 18 марта ведущий научный сотрудник Университета Базеля (Швейцария) – на тему «Нейроэкономика социального влияния». Другая форма занятий – выездные школы, рассчитанные на одну-две недели. Так, во второй половине апреля на базе МГУ проходит школа «Анализ данных».

Первоначально создатели проекта рассчитывали, что все аспиранты будут участвовать во всех мероприятиях – слушать подряд все курсы, посещать все выездные школы. Однако таких – кто пытается успеть везде – оказалось не более 10 процентов. Большинство выбирает отдельные курсы в зависимости от своих интересов и возможностей.

Анонс каждого учебного мероприятия публикуется на сайте БиоНа примерно за месяц до его проведения, и аспиранты подают заявку на участие через сайт – в мотивационном письме рассказывают о своих исследованиях и о том, зачем им нужен именно этот курс. После этого координатор курса и лектор выбирают, кто поедет, а кто — нет. Условия всегда разные – иногда для определения состава участников анализируются тезисы их диссертации, а иногда приглашают всех желающих. Все зависит от того, с каким количеством слушателей готов работать лектор, какую аудиторию предоставляет университет. Хотя курсы БиоНа рассчитаны на аспирантов-участников сетевого проекта, иногда в них принимают участие другие аспиранты, магистры и даже бакалавры: если в аудитории есть свободные места, на занятие может прийти любой студент того университета, где оно проводится.

Каждый раз тем аспирантам, кому для участия в лекции или выездной школе нужно приехать в другой город, оплачивается проезд – на это выделены трэвел-гранты TEMPUS. Селят их, как правило, в общежитиях университетов. В каждом мероприятии БиоНа принимают участие в среднем 20-25 человек, из них около половины — из других городов.

Опыт БиоНа может быть использован для подготовки аспирантов по любым специальностям, в том числе социально-гуманитарным, считает Ольга Мартынова. С увеличением количества междисциплинарных исследований и переходом аспирантур к учебному формату, предусмотренному новым нормативным актом к закону «Об образовании», отдельным вузам все сложнее будет удовлетворять потребности своих аспирантов. А сетевое взаимодействие, тоже, кстати, прописанное в новом законе, обеспечивает возможность эффективной консолидации ресурсов.

Екатерина Рылько