Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – менеджер НКО

Елена Жукова, президент региональной общественной организации поддержки интеллигенции и предпринимательства «Планета - Золотой Клуб»
29.04.2013
В некоммерческой сфере все основано на большой любви к людям, к своей стране, к своему делу. Сотрудники НКО сродни добровольцам на фронте, а те, кто нанимается исключительно ради заработка и воспринимает свою деятельность как обычную работу, у нас, как правило, не приживаются. В некоммерческих организациях почти всегда очень много дел, рабочий день не нормирован, финансовые средства — небольшие, поэтому идти в НКО единственно с целью удовлетворения карьерных амбиций не стоит.

— Елена, расскажите, как вы пришли в профессию и в некоммерческий сектор?

— В менеджмент — после окончания университета, а в некоммерческий сектор, как и большинство ныне работающих в сфере НКО — случайно. Это произошло в 1994 году — к этому моменту окончательно «умер» комсомол, в котором все раньше состояли, общественные организации были, как говорилось недавно, «в раздрае».

В тот период в общественной жизни возникла новая форма организации, пришедшая к нам из-за рубежа, - клуб, и многих это воодушевило. Наш клуб я начала создавать не как дисконтную систему, участники которой получают клубные карты, а просто как объединение людей с общими стремлениями и интересами. Сегодня «Планета - Золотой Клуб» - добровольное объединение предпринимателей и представителей интеллигенции, основанное на близости интересов и взаимной поддержке, это около 15 тысяч фирм и частных лиц, причем новых членов мы принимаем только по рекомендации.

О том, чем мы занимаемся, есть подробная информация у нас на сайте. Одно из направлений - социальные программы, которые способствуют возрождению социальной ответственности российского предпринимательства, а также формируют высокую культуру делового общения.

— Нужно ли специально учиться менеджменту в некоммерческой сфере?

— Управлению в некоммерческой сфере нужно учиться непременно — на данный момент среди достойных специализированных образовательных программ, известных мне, могу выделить только ту, что существует при Комитете общественных связей города Москвы. И увеличение числа подобных программ просто необходимо — очень часто люди приходят в сферу НКО с большим желанием, но не имея даже базовых навыков, необходимых для работы на управленческой должности в организации. Например, не умеют работать с документацией и грамотно реализовывать проекты.

— Что еще должен уметь руководитель некоммерческой организации?

— Нужно изначально осознавать, что в некоммерческой сфере все основано на большой любви к людям, к своей стране, к своему делу. Сотрудники НКО сродни добровольцам на фронте, а те, кто нанимается исключительно ради заработка и воспринимает свою деятельность как обычную работу, у нас, как правило, не приживаются. В некоммерческих организациях почти всегда очень много дел, рабочий день не нормирован, финансовые средства — небольшие, поэтому идти в НКО единственно с целью удовлетворения карьерных амбиций не стоит.

— То есть идти в сферу НКО нужно с общей целью заниматься «благим делом» - или же с какой-то более конкретной задачей?

— Это должна быть не цель, а просто естественное желание сердца. А цели уже можно ставить, когда разрабатываешь конкретные проекты.

— Одним из источников финансирования НКО являются государственные гранты. Как убедить представителей власти, что ваш проект стоит вложений?

— Универсального ответа на вопрос «как» нет. Приведу конкретный пример — сейчас мы вплотную занимаемся подготовкой костюмированного Бала Победы «В шесть часов вечера после войны» в саду «Эрмитаж», который проводим ежегодно 9 мая в течение девяти лет. Бал ежегодно собирает около десяти тысяч человек — это одно из самых масштабных мероприятий в городе. Тем не менее в плане мероприятий Центрального административного округа города Москвы мы не указаны, хотя там отмечены даже лекции в библиотеках, на которые собирается от силы человек пятьдесят.

Представителям администрации, во-первых, комфортнее оказывать поддержку мероприятиям, которые проводятся по инициативе «сверху», даже если они и непопулярны среди населения. Во-вторых, они по оставшейся с советских времен привычке стремятся показать «эффективность» своей работы за счет количества, а не за счет качества — им проще организовать больше недорогих мелкомасштабных мероприятий, нежели одно массовое.

Как убедить их в обратном? Наверное, нужно уметь грамотно представить проект, и обязательно нужно быть внимательным при заполнении всех формальных многостраничных документов. Последний навык я считаю приоритетным при обучении будущих руководителей НКО — помню, когда мы впервые подавали заявку на проведение Бала Победы, наш проект долго «ходил» из кабинета в кабинет, его читали, обсуждали, удивлялись ему, но в конечном счете отвергли, поскольку он был написан недостаточно структурно. Соблюдение формы — это очень важно для того, чтобы тебя понимали и захотели услышать,— и это нормально, это нужно принимать как данность.

— А как осуществляется поиск негосударственных спонсоров для ваших проектов? Как создать «имя» организации, чтобы партнеры соглашались с ней сотрудничать?

— Имя некоммерческой организации создается, прежде всего, через проведение хороших, качественно организованных мероприятий и освещение их в прессе. Как правило, дополнительных средств на целенаправленное создание имиджа не хватает, поэтому пиар должен основываться на практических результатах деятельности НКО, а не на декламации его «высоких целей».

Что же касается спонсоров — нужно стараться по возможности иметь резервные средства, поскольку очень часто государственное финансирование поступает небольшое и уже после проведения мероприятия, что создает большие трудности, особенно если суть мероприятия связана с определенными датами. А сам факт государственного финансирования часто влияет и на желание спонсоров сотрудничать — наличие, скажем, правительства в числе партнеров соответственно увеличивает число коммерческих спонсоров. Таким образом, возникает «замкнутый круг», из которого трудно вырваться.

— Какова структура некоммерческой организации, каких сотрудников руководителю обязательно нужно нанять?

— Конечно же, состав сотрудников варьируется в зависимости от направления деятельности организации — скажем, центру, занимающемуся уходом за инвалидами, необходимо иметь в штате медицинских работников, нам же они совершенно ни к чему...

Что же касается универсальных сотрудников — прежде всего, абсолютно необходим бухгалтер в любой НКО, даже самой крохотной. Руководителю также обязательно нужен помощник или секретарь. Ведь если руководитель будет самостоятельно заниматься обработкой всего объема писем и звонков, то у него просто не будет хватать времени на осуществление своей основной функции — непосредственную подготовку и управление проектами. Еще нужен человек, который будет заниматься вопросами работы с прессой и пиаром— это заметно влияет на потенциал развития организации.

— Некоммерческие организации в последнее время часто подвергаются критике со стороны российских политиков, иногда речь идет даже о возможной ликвидации НКО как формы юридического лица, что вы думаете об этом?

— Честно говоря, я не отслеживаю ход этой дискуссии, слишком многое у нас в стране обсуждается, но впоследствии ничего не происходит. Могу сказать одно: даже если некоммерческие организации как форму ликвидируют, то те организации, которые действительно стремятся служить обществу, и наша в том числе, все равно останутся и будут продолжать свою деятельность, пусть и в другом статусе — вот здесь уже главное содержание, а не форма.

Беседовала Мария Глазырина