Эксоцман
на главную поиск contacts

Выпускники с правами студентов

8.05.2013
Эффективное взаимодействие с выпускниками считается особенностью американских и британских университетов: на средства выпускников сформированы крупнейшие эндаумент-фонды. Но для университетов многих других стран, особенно на постсоветском пространстве, такая практика нехарактерна: сообщества выпускников находятся в стадии формирования. Один из немногих успешных примеров - Центрально-Европейский университет в Будапеште: система взаимодействия с выпускниками здесь выстроена с нуля за последние десять лет.

Центрально-Европейский университет (ЦЕУ) был основан в 1991 году Джорджем Соросом, американским филантропом венгерского происхождения, и сейчас здесь учатся около 1,5 тысяч студентов из сотни стран, преимущественно европейцы. Основные программы - магистратура и PhD по социально-гуманитарным наукам, общественной политике, бизнесу, но есть и такие направления, как экология, математика.

Создать систему отношений с выпускниками предложил сам Джордж Сорос примерно пятнадцать лет назад, спросив руководителей университета, что происходит с выпускниками университета, чем они занимаются. Ответа на свой вопрос меценат не получил - в вузах Венгрии никогда об этом не задумывались. И тогда в ЦЕУ была запущена программа по работе с выпускниками, а позже создан Центр по работе с выпускниками и содействию их карьере, который возглавил выходец из Украины Серж Сыч, окончивший магистратуру ЦЕУ по международным отношениям. Каждого человека по окончании университета просят оставить свои контактные данные, и на сегодняшний день в базе данных – более 11 тысяч выпускников.

 

  Почитать книгу и сходить в парикмахерскую

 Основная задача в работе с выпускниками ЦЕУ — заинтересовать их в поддержании связей со своей альма матер. Университет должен быть им полезен на протяжении всей жизни.

Каждый выпускник после регистрации в базе данных получает электронную карточку, которая является пропуском в кампус университета в Будапеште и предоставляет доступ к различным сервисам.

Самый популярный из них — доступ в библиотеку, а она в ЦЕУ очень солидная. Логин и пароль позволяет из любой точки мира пользоваться электронными книгами и другими ресурсами, в том числе несколькими сотнями баз данных публикаций — Emerald, EBSCO, HUDOC, JSTOR и т.д. Если выпускник оказывается в Будапеште, он может зайти в библиотеку и почитать бумажные книги точно так же, как любой студент. Эта услуга пользуется спросом: библиотечные сервисы ЦЕУ активно использует около трети выпускников, зарегистрированных в базе данных.

Да и вообще, оказавшись в Будапеште, в части пользования университетской инфраструктурой выпускники имеют фактически те же возможности, что и студенты: позаниматься спортом, посетить медицинский центр, поесть в студенческом кафе со скидкой. Они могут не только останавливаться в гостинице кампуса за символическую плату, но и получать по своим электронным карточкам скидки на разные услуги в ресторанах, барах, клубах и прочих заведениях венгерской столицы. Можно даже подстричься со скидкой 20 процентов - специально для выпускников! - в парикмахерской под названием «Фигаро».

 

  Найти работу и пообщаться с однокашниками

 Другой аспект поддержки выпускников - помощь в трудоустройстве. На сайте ЦЕУ есть база резюме выпускников, которая (разумеется, с их согласия) предоставляется работодателям. Выпускников приглашают на ярмарки вакансий и встречи с работодателями - например, недавно компания Morgan Stanley проводила в ЦЕУ мастер-класс, в котором приняли участие и студенты, и выпускники. Другой пример - сотрудники HR-отделов крупнейших в Венгрии юридических компаний рассказывали о рынке труда юристов также и студентам, и выпускникам.

В Центре по работе с выпускниками и содействию их карьере работают свои HR-консультанты, у которых любой выпускник университета в любое время в любом месте (по скайпу) может получить бесплатную консультацию. Так, на сайте ЦЕУ размещен рассказ Седрика Паллэма, ныне работающего в Комиссии по ядерному регулированию США, как Центр помог ему найти работу. Консультанты подготовили его к собеседованию, которое он прошел по скайпу, находясь в Будапеште, и по результатам которого получил хорошую работу в Америке.

Успешной карьере могут помочь и связи с другими выпускниками университета - база данных открыта «для своих», так что всегда можно обратиться к бывшим однокашникам за помощью. Кроме того, университет регулярно проводит встречи с выпускниками – как в Будапеште, так и в других крупных городах — Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Киеве, Варшаве, и основа таких встреч - неформальное общение и обмен профессиональной информацией.

 

  Зачем университету выпускник?

 На данном этапе работа с выпускниками в ЦЕУ фокусируется на самих выпускниках — университет делает для них больше, чем они для него. Но это здесь не считают проблемой: ведь выпускник - лицо вуза. Об университете, тем более не имеющем многолетней истории, судят, прежде всего, по его выпускникам. И получение от них поддержки - вопрос времени.

«В Северной Америке люди давно привыкли к тому, что нужно регулярно перечислять средства университету, где ты учился, - размышляет Серж Сыч, за более чем десять лет работы в ЦЕУ ставший признанным экспертом по взаимодействию с выпускниками и регулярно проводящий семинары на эту тему в том числе в России. - Университет — это как семья. По ней судят о тебе, ее нужно поддерживать. В Восточной Европе и России это пока многим непонятно. Приходится объяснять.»

Если система работы с выпускниками в Великобритании и США складывалась веками, то в Восточной Европе и России сейчас делаются лишь первые шаги. В нашей стране, по мнению Сержа Сыча, есть несколько особенно удачных примеров, в числе их РУДН, РЭШ, ВШЭ. Вопрос лишь в том, что взаимодействие с выпускниками - многолетний процесс, отдачу от которого невозможно получить сразу. Руководители вузов должны это понимать - думать о будущем и вкладывать средства в эту работу.

Екатерина Рылько