Эксоцман
на главную поиск contacts

Как обучать уголовному праву будущих корпоративных юристов?

Зинаида Погосова, старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой уголовного права НИУ ВШЭ
20.05.2013
Визуальное представление логически структурированного материала позволяет обсуждать ту или иную проблему, не тратя ограниченный временной ресурс лекции на запись теории под диктовку. Слайды содержат как базовый теоретический материал, так и выдержки из научных статей, монографий, примеры из судебной практики, экспертные оценки, статистические данные...

Изначально передо мной стояла довольно непростая задача — обучать уголовному праву студентов, большинство из которых видят себя в будущем в качестве корпоративных юристов и не очень-то тяготеют к публично-правовым дисциплинам. Но, во-первых, уголовное право — это предмет, который является базовым в программах всех ведущих университетов мира, он обязателен для изучения и в Йеле, и в Гарварде, и в Беркли...

Юридическое образование без знания основ курса уголовного права будет неполным, это общепризнанный факт. Да и корпоративные юристы занимаются в том числе уголовно-правовыми вопросами – например, рассчитывают уголовно-правовые риски предпринимательского проекта (такова одна из практик адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры" и других юридических фирм). Так что нельзя утверждать, будто уголовное право не нужно корпоративным юристам, — это я и стараюсь объяснить студентам.

Другая сложность в преподавании правовых дисциплин – динамичное изменение законодательного материала. В своих письменных работах студенты часто ссылаются на устаревшие нормативные акты. Тем не менее актуальность редакции применяемого закона — это строгое правило работы по всем юридическими дисциплинами, поэтому, давая задания, я всегда обращаю внимание студентов на данный аспект. В письменных работах меня интересуют в первую очередь логика рассуждений и критический анализ той или иной позиции.

Очень действенный вид работы – презентации. Я использую их с самого начала преподавательской деятельности. Для меня важны, прежде всего, функциональные знания студента, а визуальное представление логически структурированного материала позволяет обсуждать ту или иную проблему, не тратя ограниченный временной ресурс лекции на запись теории под диктовку. Слайды содержат как базовый теоретический материал, так и выдержки из научных статей, монографий, примеры из судебной практики, экспертные оценки, статистические данные, позволяющие оценить общую картину... Что касается форм подачи лекционного материала, то, помимо схем на слайдах, я часто использую видеоролики, а в дальнейшем планирую разработать динамические презентации для поддержки материала по курсу в LMS.

Структура семинара может быть очень разной, ее определяют состав группы и интересы студентов.

Важные, на мой взгляд, векторы — это работа в маленьких группах, оценочная обратная связь как со стороны преподавателя, так и со стороны «коллег по учебе», имитирующие интервью, использование Интернет-ресурсов и правовых баз данных.

Интересный и очень продуктивный вид работы – конкурс видеороликов на уголовно-правовую тематику. В этом году он проходит у нас в два этапа. На первом этапе студенты занимались поиском различных проблем в уголовно-правовой сфере и их объяснением. Планировался только один этап, как обычно, но в этом году студенты проявили инициативу относительно продолжения конкурса — и тогда я предложила им найти решения для правовых коллизий, представленных в видеороликах. Сейчас как раз проходит второй этап. Жду с нетерпением результатов!

Материал подготовила Мария Глазырина, студентка второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ


 Примеры слайдов из презентаций З. Погосовой

Примеры видеороликов студентов:

http://youtu.be/LTIWOxM_0OQ

http://youtu.be/py2nTkV1HA8