Эксоцман
на главную поиск contacts

Общее высшее экономическое

17.06.2013
Один из возможных путей реформирования высшей школы, предлагаемый экспертами, –  разделение бакалавриата на общий и профессиональный. Однако уже сейчас в ряде вузов такое разделение существует. В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) студенты-экономисты могут выбрать так называемый общий профиль – на факультете беспрофильного бакалавриата.

 В бакалавриате по направлению «Экономика» СПбГЭУ сегодня предлагает 9 профилей, один из которых – общий. Он существует уже 4 года – первые студенты, которые его выбрали, оканчивают университет в этом году.

На первых двух курсах все студенты-экономисты учатся по единой программе, слушают одинаковые дисциплины, у них формируется общая мировоззренческая база. Разделение на профили происходит с третьего курса. Но уже на первом курсе выпускающие кафедры начинают проводить профориентацию – рассказывают студентам, что их ждет при выборе того или иного профиля.

На втором курсе студенты подают заявления о выборе профиля, перечисляя свои предпочтения в порядке убывания – например, что хотел бы поступить на «Финансы и кредит» в первую очередь, на «Математические методы в экономике» – во вторую, на общий профиль – в третью и т.д. По итогам трех сессий формируется рейтинг студентов в потоке, по результатам которого проводится набор в профильные группы. Профиль открывается, если набирается не менее 25 человек. Количество студентов, принятых на тот или иной профиль, зависит и от популярности профиля, и от количества выпускающих кафедр. Больше всего желающих – как минимум 150 человек – обычно набирают на профиль «Финансы и кредит», который обеспечивают пять выпускающих кафедр. В части популярности общий профиль, конечно, не может соперничать с «Финансами и кредитом», но и совсем без студентов факультет беспрофильного бакалавриата за все прошедшие годы не оставался.

Почему же выбирают общий профиль?

Очевидно, одна из причин в том, что многие студенты еще не готовы точно определить, к какой специальности в рамках широкого направления «Экономика» у них есть склонность. Далеко не у каждого студента на младших курсах есть понимание, что будет представлять собой работа бухгалтера или экономического аналитика, – преподаватели, конечно, могут описать это словами, но пока он сам не сел на рабочее место, не приобрел профессиональный, жизненный опыт, все останется на уровне разговоров. Окончательный вывод можно сделать только в практической деятельности – кто-то сразу найдет свое место в жизни, а кто-то перепробует разные должности, прежде чем поймет, в чем его призвание. И в этой ситуации общее экономическое образование не только дает человеку мировоззренческую платформу, но и позволяет отложить момент выбора специализации.

Каковы особенности учебной программы беспрофильного бакалавриата в СПбГЭУ?

Во-первых, это акцент на экономическую теорию – по большому счету, она и является специализацией в рамках общего профиля (все профили так или иначе тяготеют к прежним «пятилетним» специальностям, а общий профиль – к специальности «Экономическая теория»).

Во-вторых, вводятся такие предметы, как «Теория отраслевых рынков», «Экономика общественного сектора», а также курс «Экономика России», погружающий в современные проблемы экономики нашей страны.

В-третьих, в учебный план включены математические дисциплины, чтобы в дальнейшем студенты могли совершенствовать свою квалификацию в научно-исследовательской и расчетно-аналитической деятельности.

В-четвертых, усилена языковая подготовка. Студенты в обязательном порядке изучают два языка. Помимо английского, выбирают, как правило, финский, немецкий или китайский (многие из тех, кто выбрал китайский, съездили в Китай на длительные стажировки).

Несмотря на теоретическую направленность профиля, студенты беспрофильного бакалавриата обязательно участвуют в работе учебных фирм. Это одна из инновационных образовательных технологий СПбГЭУ – в вузе имитируется деятельность нескольких фирм с головным центром, и студенты в течение года могут отрабатывать функционал различных сотрудников: бухгалтера, маркетолога, директора. Для студентов общего профиля это особенно важно – ведь в отличие от тех же финансистов, у которых большинство предметов на старших курсах «заточено» на практику, их образование вряд ли можно назвать практико-ориентированным.

Кем и где будут работать выпускники общего профиля?

На этот вопрос пока нельзя ответить однозначно – массового выпуска бакалавров в СПбГЭУ, как и во многих других вузах, пока не было. Декан факультета беспрофильного бакалавриата СПбГЭУ Лариса Миэринь считает, что перед ее выпускниками открыты все дороги – никаких ограничений, в том числе формальных, нет. Общий профиль – это «самая широкая дорога». А вот у остальных студентов, на третьем курсе сворачивающих на «узенькую тропинку», такой свободы маневра нет, поскольку они изучают больше предметов в выбранных предметных областях. В рамках некоторых профилей – таких, как «Финансы и кредит», – возможны еще более мелкие специализации: страхование, банковское дело, налоги и проч. Студенты ориентированы на рабочие места соответственно в страховых компаниях, банках, налоговых инспекциях.

По оценке Ларисы Миэринь, большинство выпускников беспрофильного бакалавриата этого года настроены на продолжение образования в магистратуре, причем не только в России (те, кто хорошо освоил китайский и прошел в Китае стажировку, вполне могут поехать туда учиться): для этого у них есть хорошая база, и предметы будут даваться им легко. В дальнейшем их, скорее всего, ждет академическая карьера – наука и преподавание. Обучение в бакалавриате дало им, прежде всего, базовые навыки экономиста: умение собирать и анализировать информацию, разрабатывать прогнозы, ставить задачи, предлагать варианты их решения.

Если же выпускники захотят выйти на рынок труда, то перед ними открываются широкие перспективы дальнейшего развития – общее экономическое образование, полученное в университете, позволяет работать в любой области экономики. И в этом преимущество перед выпускником с конкретной специализацией, который может оказаться уникальным и потому невостребованным на региональном рынке труда. Или же – наоборот – конкуренция между специалистами того или иного профиля на рынке труда окажется слишком высокой. Так, банковский сектор Санкт-Петербурга сегодня переполнен специалистами, и ожидания выпускников даже с красными дипломами могут оказаться нереализованными, если они не проявят должной настойчивости в поиске работы и в дальнейшем не приложат усилий для закрепления на рабочем месте.

В то же время не исключено, что для успешной работы на конкретном рабочем месте выпускникам беспрофильного бакалавриата придется получить дополнительное образование, прослушать конкретные курсы, не говоря уже о внутрифирменном обучении. Откладывая момент выбора, они тем самым возлагают на себя дополнительное бремя по получению в дальнейшем образования, дающего прикладные компетенции. Но опять же базовое образование станет здесь хорошим подспорьем: экономисту общего профиля будет несложно освоить любые профессиональные программы.

Екатерина Рылько