Эксоцман
на главную поиск contacts

Тест-драйв университета

3.07.2013
Будущих абитуриентов часто интересуют вопросы, ответы на которые сложно получить на официальных сайтах вузов, на днях открытых дверей и даже в социальных сетях. Удобно ли устроено здание университета? Хорошее ли у него общежитие? Вкусно ли кормят в столовой? Интересно ли на лекциях? Все это хорошо бы узнать и оценить на собственном опыте хотя бы за несколько месяцев до поступления. В Уральском федеральном университете это можно было сделать благодаря проекту «Тест-драйв», который впервые был организован весной этого года.

  Три дня провели в УрФУ 350 учеников 10-11 классов из разных регионов России и стран СНГ: жили в общежитии, ходили на занятия, работали в лабораториях, занимались спортом – то есть могли почувствовать себя студентами. Короткая учебная программа формировалась по четырем направлениям (экономика и управление, социальные и гуманитарные науки, естественные науки, математика и информатика), а культурная программа – спорт, развлечения и прогулки по Екатеринбургу – для всех была общей. Разумеется, никаких льгот при будущем поступлении участники мероприятий не получали. Цель проекта – привлечь талантливых абитуриентов, убедить их, что УрФУ – лучшее место для учебы.

И хотя название «тест-драйв», имеющее прямую аналогию с тест-драйвом автомобиля, выглядит немного странно – получается, что абитуриенты, как покупатели автомобиля, тестируют университет (не стучит ли коробка передач, не гудит ли движок и проч.), но все-таки высшее образование в современном мире – не только ценность, но и услуга. Производители автомобилей конкурируют за покупателей, а вузы – за лучших абитуриентов, и дать попробовать товар на ходу – в обоих случаях эффективный маркетинговый ход. И если тест-драйв автомобиля доступен во многих автосалонах, то тест-драйв университета на сегодняшний день в России предлагает только УрФУ.

 

  Конкурс команд

 Чтобы принять участие в «Тест-драйве» университета весной, нужно было победить в заочном командном конкурсе, который устраивал УрФУ зимой. Команда – это 3-5 школьников во главе с учителем, причем каждый член команды мог ориентироваться на любое из четырех направлений. В результате многие команды оказались междисциплинарными. Больше всего участников приехало из Свердловской области и соседних регионов (так называемого Большого Урала) – Пермского края, Челябинской области, Республики Башкортостан, а также из ближнего зарубежья – Республики Казахстан, хотя организаторы были готовы принять команды даже из Калининграда или Владивостока.

Каждая команда должна была зарегистрироваться на сайте УрФУ, предоставить информацию об участниках и разместить ссылку на свою выложенную на Ютубе презентацию на тему «Высшее образование в России. Качественно. Доступно. Для меня». В презентациях школьники с помощью видео и графики должны были рассказать, что такое в их представлении хороший вуз и почему они намерены поступать именно в УрФУ. Так, команда гимназии № 4 из Сургута выложила короткий приключенческий боевик, где школьники изображали спецагентов, решающих задачу по проникновению в один из лучших вузов России. А команда школы № 56 из Нижнего Тагила нарисовала черно-белый мультфильм о том, как некий герой Урфумэн помогает каждому из них обрести свое профессиональное призвание.

Презентации команд оценивали сначала пользователи в Интернете (больше шансов получала команда, которой поставили больше «лайков»), а затем экспертная комиссия УрФУ. Помимо качества презентаций, учитывалось портфолио участников – победы в олимпиадах и конкурсах разного уровня.

 

  «Я – студент»

 Со стороны УрФУ организацией «Тест-драйва» занимались около 700 преподавателей и студентов – в два раза больше, чем количество самих участников.

В первый день – общее знакомство и культурная программа. Это конкурсы, интеллектуальные игры, спортивные соревнования, театральное представление (каждая команда должна была поставить импровизированную сценку «Я – студент»), «тестовое» посвящение в студенты.

Во второй и третий день – занятия: для участников составили расписание лекций и семинаров по направлениям, причем за каждое направление отвечали профильные подразделения УрФУ, со школьниками общались их руководители.

Экономистов принимали Высшая школа экономики и менеджмента (ВШЭМ) и Институт государственного управления и предпринимательства (ИГУП). Представители департаментов (в УрФУ в их состав входят кафедры) рассказывали, чему там учат, после чего школьники участвовали в деловых играх, создавая рекламные слоганы и разрабатывая проекты маркетинговой политики воображаемой компании. Директор ВШЭМ Сергей Кадочников прочитал лекцию об инновациях в России и истории и экономических учений, а заместитель директора ИГУП Людмила Попова – о том, кто такой менеджер и какие роли он выполняет.

Для будущих технарей и инженеров устроили театральное действо со спецэффектами: аспиранты-физики показывали опыты с электричеством, а химики – с реактивами (в частности, устроили «взрыв», после которого лаборатория была «затоплена» мыльными пузырями). В Механико-машиностроительном институте собирали робота из ниток и пластиковых стаканов. А для гуманитариев были устроены лекции и дискуссии о том, для чего нужны кино и литература, можно ли с помощью кино приучить молодежь к чтению. Кроме того, школьники, выбравшие гуманитарное направление, сняли подробный фильм о том, что происходило на «Тест-драйве».

 

  Что дальше?

 Чтобы, покинув Екатеринбург, участники действа не забыли об УрФУ, им предложили принять участие во втором, заочном этапе «Тест-драйва». Для этого нужно было подготовить видео-презентации о своем пребывании в УрФУ в расчете на одноклассников и выложить их на сайте «Тест-драйва». Авторами лучшей презентации, по оценке экспертов УрФУ, стала команда лицея № 1 из города Кунгур Пермского края – в качестве приза они получили экскурсию по Екатеринбургу (для его получения, разумеется, придется еще раз туда приехать).

В университете итогами «Тест-драйва» довольны. Конечно, для полноты картины было бы интересно узнать, сколько участников подадут документы в УрФУ и с какими баллами (результатами олимпиад) они сюда поступят, но эта информация будет известна лишь после окончания приемной кампании. Пока что, по словам начальника отдела маркетинга УрФУ Анны Красновой, о популярности проекта у потенциальных абитуриентов свидетельствует миллионная посещаемость сайта «Тест-драйва», большой резонанс в социальных сетях и письма от школ, желавших принять участие в проекте.

В следующем году «Тест-драйв» в УрФУ планируется организовать снова в том же формате.

Екатерина Рылько