Эксоцман
на главную поиск contacts

Как оценить зрелость российских компаний

Валерий Аньшин, директор Высшей школы управления проектами НИУ ВШЭ
3.07.2013
Мы с моей коллегой Ольгой Ильиной изучали влияние проектно-портфельного управления на конкурентоспособность компаний, их положение на рынке, а также методы проектно-портфельного управления, используемые различными российскими фирмами. Результаты нашей работы описаны в книге «Исследование методологии оценки и анализ зрелости управления портфелями проектов в российских компаниях». В рамках нашего исследования мы рассмотрели 93 крупные телекоммуникационные, торговые и ресурсодобывающие компании.

Основной нашей целью было выявить уровень проектно-портфельного развития компаний. Оценить, насколько полно  используются проектные методы работы, как они реализуются. Для сравнения мы использовали зарубежный опыт проектно-портфельного управления, поэтому в первых частях книги описано проектно-портфельное управление в ряде зарубежных компаний. Это Boeing, это BMW и ряд других. После этого мы в обобщенном виде описываем информацию, которую удалось собрать по российским компаниям.

Для анализа информации по управлению портфелями проектов в России мы разработали собственную методику. В книге описано несколько основных моделей зрелости, которые используются в мире для оценки проектной деятельности компании. Они обычно включают оценку таких обобщенных показателей, как способность организации реализовывать проекты, способность организации проводить улучшения. Наша методика основана на общепринятых моделях оценки зрелости компании.

Общий наш вывод — уровень зрелости проектно-портфельного развития в российских компаниях невелик, несмотря на то что топ-менеджмент в целом очень высоко оценивает потенциал управления портфелями проектов для более эффективного распределения ресурсов. Основные факторы, тормозящие развитие проектной деятельности компаний: отсутствие управленческой культуры и недостаточная квалификация персонала.

Проблемы с управленческой культурой выражаются в самых разных моментах. Это и отсутствие внятных планов стратегического развития компаний, и отсутствие четких, общеизвестных целей у компании, отсутствие представления о миссии и прочее. Во многих компаниях нет ни регламентов работы по проектам, ни даже должностей проектных менеджеров.

Лучше всего проектная деятельность развита в телекоммуникационных компаниях. Они выделяются на общероссийском фоне и более высокой корпоративной культурой, и более высокой квалификацией персонала.

 

Аньшин В.М., Ильина О.М. - Исследование методологии оценки и анализ зрелости управления портфелями проектов в российских компаниях. — М.: «Инфра-М», 2010. - 200 с.