Эксоцман
на главную поиск contacts

О «законе 10 тысяч часов» и о закономерностях выбора

Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ
9.07.2013
Всем, кто интересуется управлением и маркетингом, я бы посоветовал прочитать две научно-популярные работы. Это книга Малькольма Гладуэлла, американского журналиста, популяризатора социологии и менеджмента «Гении и аутсайдеры, или почему одним все, а другим — ничего» и книга другого американского журналиста и популяризатора науки Джоны Лерера «Как мы принимаем решения?». Обе эти работы, по большому счету, об одном и том же: о том, на каких основаниях нужно принимать управленческие решения. Только книга Гладуэлла — об управлении собой и своей жизнью, а книга Лерера — о том, как влиять на решения других людей.

Малькольм Гладуэлл, автор множества популярных и научно-популярных работ, ставит в книге один очень важный для любого управленца вопрос: насколько для достижения успеха важен талант? По своему опыту преподавания могу сказать, что этим вопросом очень часто задаются профессиональные менеджеры. Когда я спрашиваю у слушателей наших программ МВА, как можно стать успешным менеджером, то очень часто слышу ответ, что к управлению в первую очередь нужно иметь некое природное дарование. В книге Гладуэлла четко показано, что на самом деле это не так.

Приводится несколько ярких примеров. Самый, вероятно, известный из них посвящен исследованию студентов консерватории. Исследователи провели опрос преподавателей консерватории, в ходе которого последние разделили студентов класса скрипки на три группы — талантливые, средние и аутсайдеры. В первую группу вошли те, кому преподаватели предсказывали большое будущее скрипачей-солистов. Во вторую — те, кто в будущем может стать обычными оркестрантами. Наконец, в третью — те, кто станет в лучшем случае преподавателями в музыкальных школах для детей.

После этого исследователи изучили  биографии студентов и выяснили, что все они начинали одинаково. У каждого из них абсолютный слух — иначе их бы просто не взяли в консерваторию в класс скрипки. Все начали заниматься очень рано и помногу — в 3-4 года, примерно по 3 часа в неделю. Дальше начинаются различия. Те, кто станет впоследствии лучшими учениками консерватории, с каждым годом занимались все больше и больше. Те, кто впоследствии станет средними учениками, тоже занимались больше, но наращивали число занятий не так интенсивно. И посредственные скрипачи – почти не наращивали количество занятий. В результате лучшие ученики пришли в консерваторию, уже наиграв на скрипке 10 тысяч часов, средние – примерно 7-9 тысяч, а посредственные – менее 7 тысяч часов.

Мы приходим к старой истине: гений — это талант плюс огромный труд. У всех учеников консерватории был, по большому счету, одинаковый потенциал, но их судьба будет разной по одной причине: кто-то работал больше, а кто-то — меньше. Гладуэлл называет эту закономерность «законом 10 тысяч часов» и показывает, что это относится к любой сфере занятости — от IT до большого спорта. Могу сказать, что это относится и к экономике, и к управлению. Мне представляется, любой менеджер или человек, желающий стать менеджером, должен об этом помнить.

Если книга Гладуэлла описывает, как человеку стоит относиться к своей работе и к себе, то книга Джоны Лерера посвящена тому, на что стоит рассчитывать, когда имеешь дело с решениями других людей, как ими можно управлять. Джона Лерер — сам по себе довольно любопытная фигура. Это совсем молодой американский журналист, ему нет и тридцати лет, но тем не менее я считаю его одним из лучших на сегодняшний день популяризаторов науки. Он очень легко схватывает суть новейших научных исследований и умеет преподнести выводы ученых в понятном любому человеку виде. «Как мы принимаем решения?» обобщает новейшие достижения ряда наук, изучающих поведение людей.

В книге Лерера описаны некоторые закономерности того, на каких основаниях люди делают выбор. Эти закономерности, как мне кажется, было бы очень полезно знать менеджерам и маркетологам. Приведу пример из книги. Психологи провели эксперимент: людям, выбирающим новую машину, были представлены характеристики нескольких моделей. Одной группе потребителей представили все технические характеристики, а другой — только 5-6 основных. После покупки автомобилей был проведен опрос относительно удовлетворенности покупкой. Оказалось, что потребители из второй группы более довольны своим выбором, чем потребители из первой. Связано это с тем, что, когда факторов слишком много, человеку сделать выбор сложнее, а не проще. Наш мозг устроен так, что мы можем охватить вниманием не больше 5-6 факторов. Их мы ранжируем — определяем более или менее значительные. А когда факторов 20, нам сложно даже понять, какие из них нас интересуют больше.

Подобных примеров, полезных для всех профессионалов, связанных с процессом принятия решений, в книге Лерера очень много.

Малкольм Гладуэлл. - Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего? — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 264 с.

Джона Лерер. - Как мы принимаем решения. — М.: АСТ, Corpus, 2013. – 352 с.