Эксоцман
на главную поиск contacts

Эндаумент как средство выживания

6.08.2013
Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) – один из немногих российских вузов, для которых эндаумент – не роскошь, а жизненная необходимость. Если государственный вуз и без эндаумента проживет на деньги от бюджетных и коммерческих студентов, то ЕУСПб – негосударственный магистерский и аспирантский университет, –  с момента своего основания в 1994 году существует благодаря фандрайзингу. Несмотря на отсутствие государственного финансирования, расходы студентов на обучение здесь удается свести к нулю или хотя бы минимизировать.

Сегодня ЕУСПб входит в число российских вузов, преуспевших в наполнении эндаументов, – по его объему, около 1,1 млрд. рублей (а вместе с американской частью – более 54 млн.долларов), он может сравниться только с МГИМО (1,3 млрд. рублей).

Первый эндаумент Европейского университета был создан  в США немногим позже основания вуза. Причина в том, что в середине 1990-х годов создать эндаумент в России было невозможно. Это понятие отсутствовало в нормативно-правовой базе, а закон об эндаументе («О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций») был принят лишь в конце 2006 года. Европейский университет активно участвовал в его разработке, анализируя и адаптируя к российским реалиям зарубежный опыт, прежде всего американский. «Мы гордимся тем, что в закон удалось включить норму, согласно который основной принцип функционирования эндаумента – это общественное управление», – говорит исполнительный директор Фонда целевого капитала ЕУСПб и советник ректора по финансово-экономическим вопросам Светлана Лаврова.

ЕУСПб стал вторым вузом в России, зарегистрировавшим российский эндаумент (первый – Московская школа управления «Сколково»), – первое пожертвование поступило от банка «КИТ Финанс». Но в кризис 2008 года университет, как и прочие первые российские эндаументы, сильно потерял в стоимости своего первого российского эндаумента, после чего было принято решение диверсифицировать российские активы. И на сегодняшний день у Европейского университета два эндаумента: американский и российский, который делится на четыре целевых капитала. Ими управляют разные компании: УК ТКБ БНП Париба, УК Альянс – Иневстиции и ЗАО «Газпромбанк — Управление активами», которая управляет эндаунментами многих российских вузов. Точно так же диверсифицирует свои активы Российская экономическая школа – еще один негосударственный постдипломный университет, усилия которого в области фандрайзинга в эндаумент чуть менее успешны, но тоже очень значимы на общем фоне (около 500 млн. рублей).

Механизм выбора управляющих компаний в ЕУСПб таков: сначала Правление (высший орган управления фондом, включающий профессоров и выпускников ЕУСПб, имеющих опыт административной работы) определяет основные параметры требования собственно к компаниям и к их стратегии, после чего объявляется открытый конкурс. По результатам анализа поступивших заявок Правление формирует короткий список участников второго тура, и из получившегося списка Попечительский совет (куда входят известные бизнесмены, политические и общественные деятели) выбирает победителя.

Кто жертвует на развитие Европейского университета? Крупные российские и международные компании – например, банк «ВТБ», «Северсталь», Сoсa-Cola. Есть и частные лица – например, миллиардер Алишер Усманов.

Хотя фандрайзниг в ЕУСПб считается делом всего университета, целенаправленно за него отвечает отдел развития – это его основная функция. В штате отдела несколько человек, которые занимаются  анализом, юридическими вопросами, организацией мероприятий, фандрайзингом. Основная обязанность аналитиков – отслеживать компании, заинтересованные в благотворительности, и выделять среди них те, чьи благотворительные инициативы связаны с развитием образования и культуры. А фандрайзеры, в свою очередь, предлагают им помочь университету. Почему благотворители соглашаются помочь именно Европейскому университету? Ведь, казалось бы, любой российский вуз нуждается в помощи – денег в образовании много не бывает. Светлана Лаврова объясняет это, прежде всего, целенаправленной работой сотрудников университета. Многие другие российские вузы если и занимаются фандрайзингом, то бессистемно, от случая от случая, воспринимая его лишь как дать моде.

Понятно, что, когда благотворитель просто передает средства в эндаумент, он способствует развитию университета в целом, но не видит конкретных результатов вложения именно этих средств. Тем, кто хотел бы понимать, на что именно он жертвует, Европейский университет предлагает поддерживать работу конкретных профессоров – так называемые «именные профессуры». Компания или частное лицо выделяет университету средства на приглашение известного ученого или преподавателя – из этих средств ему выплачивается зарплата, расходы на организацию исследований, поездки на конференции, стипендии студентам по его теме и т.п. Представители компании или человек, выделяющий собственные средства, перед тем как принять решение встречаются с профессором, присутствуют на его публичной лекции (проведение публичных лекций – одна из традиций Европейского университета). Пусть именных профессур в ЕУСПб сегодня чуть более десятка, но и знаменитых ученых в небольшом вузе по определению не может быть много. Так, Сoca-Cola финансирует работу профессора по визуальным исследованиям Натальи Мазур, семья Абдушелишвили (наиболее известен Георгий Абдушелишвили — старший партнер консалтинговой компании Ward Howell International) – почетного профессора Сорбонны Альберта Байбурина на факультете антропологии.

Еще одна категория жертвователей – выпускники. Их в Европейском университете немного, никто из них пока не стал миллиардером (да и, наверное, мало кто к этому предрасположен – университет все-таки ориентирован на подготовку прежде всего исследователей, а не бизнесменов), поэтому рассчитывать на масштабную поддержку не приходится. Тем не менее Ассоциация выпускников ЕУСПб поддерживает альма-матер – например, собирает средства на исследовательские и конференционные поездки для сегодняшних талантливых слушателей. Но здесь тоже все персонифицировано: претендентов на грант оценивают представители ассоциации – отдел развития специально организует для них встречи. И именно эти (совсем крошечные в бюджете университета) Светлана Лаврова, которая раньше была финансовым директором ЕУСпб, оценивает как особенно стратегически важные для дальнейшего развития и многолетней устойчивости университета.

Екатерина Рылько