Эксоцман
на главную поиск contacts

«Университет мечты» становится явью

Кирилл Зиньковский, руководитель магистерской программы «Управление в высшем образовании», заместитель директора Института развития образования НИУ ВШЭ
22.08.2013
Базовая методология программы совмещает в себе принципы исследовательской магистратуры и лидерских программ, т.е. программа построена на изучении современных проблем высшего образования и проектов по изменению управленческих практик. Наша цель – сформировать у слушателей не только новую систему взглядов на высшее образование, но и управленческий подход без стереотипов и ограничений, возможный уже сегодня.

- На кого рассчитана магистерская программа «Управление в высшем образовании»?

Кирилл Зиньковский:

- По большей части – на управленческий состав вузов: проректоров, заместителей деканов факультетов, руководителей отделов, участников программ кадрового резерва — а также людей, собирающихся занять эти управленческие позиции в будущем.

- Чему хотят учиться специалисты в области высшего образования?

- Наши слушатели, как правило, имеют представление о вузовских проблемах и хотят найти пути их решения. Однако им остро необходимо понимание и более широкого контекста этих проблем. Вузовским управленцам интересны также новые исследования в области высшего образования в России и за рубежом, разные способы организации образования и науки, практикующиеся у нас и в других странах. Мы даем такую возможность, а также возможность проработать проекты развития вузов с преподавателями, экспертами и коллегами по учебе.

- В чем особенность организации обучения уже работающих специалистов?

- Прежде всего, они не могут позволить себе очного обучения с полным отрывом от основной работы, поэтому наша программа — очно-заочная: два с половиной года, шесть очных модулей по две недели каждый, а между ними — дистанционная работа. Плюс один очный модуль для защиты магистерской диссертации. В международных традициях такой формат обучения называется blended learning.

Готовя программу, мы ставили перед собой цель сформировать у слушателей не столько стандартный набор знаний, сколько практические компетенции в избранном направлении. Это очень непростая задача, и мы не забывали, что наши слушатели многое умеют и знают и, как это часто бывает со специалистами, привыкли думать в определенной парадигме, в определенных терминах. А это значит, что нам необходимо научить слушателей иначе смотреть на привычные вещи, преодолевать стереотипное восприятие проблем, способствовать тому, чтобы они думали творчески, формулировали смелые исследовательские вопросы и управленческие решения.

Мне кажется, нам удалось подобрать ключ к этой ситуации. Мы начали использовать эффективный образовательный инструмент — проблемно ориентированные курсы с активным взаимодействием преподавателей и слушателей, слушателей друг с другом, что позволяет сопоставлять различные взгляды на образование, науку и вузы. Мы не пытаемся учить менеджменту, экономике, социологии, философии. Мы даем возможность применить соответствующие дисциплинарные подходы к исследованию современных проблем высшего образования. Поэтому почти все наши курсы строятся одинаково. Во время первых очных занятий — интенсивные дискуссионные лекции, на которых преподаватель, а это всегда один из ведущих специалистов в своей области, знакомит слушателей с наиболее важными идеями и концепциями, очерчивает проблемное поле и вместе со слушателями пытается разобраться в нем, задавая зачастую провокационные вопросы, обсуждение которых должно «сдвинуть» аудиторию со стереотипов.

Например, мы говорим о стратегическом управлении. У нас сейчас учится много людей из медицинских вузов. Преподаватель спрашивает, почему медицинское образование можно получать только в медицинских вузах? Медицинский вуз — единственный ли это хранитель медицинского знания в условиях экономики знаний? Как изменятся роли врача и пациента в будущем? Должен ли человек быть образован в области медицины или же нет? Обсуждая эти вопросы, слушатели обнаружили, что будущее медицинского образования и медицинских вузов может сильно отличаться от того, каким они его видели. Значит уже сегодня следует предлагать проекты развития, которые как минимум не игнорируют такое течение событий. Этот же ход рассуждений можно отнести и к инженерному образованию…

После вводных лекций преподаватель предлагает слушателям самостоятельно ознакомиться с важнейшей литературой и источниками по рассматриваемым проблемам и выполнить групповой проект. Слушатели очно и заочно прорабатывают источники, создают интеллектуальные карты, проектируют решения и т.д. Результаты этого – вопросы, карты, проектные предложения – основа для дальнейшей работы во время следующего очного модуля. В обсуждении результатов могут принять участие не только преподаватель, но и специально приглашенные эксперты. В целом получается серьезная исследовательская работа, в которой каждый следующий ход ведет к более глубокому пониманию проблем и поиску новых решений.

- Как вы стимулируете слушателей заниматься в перерывах между очными сессиями?

Олег Подольский, соруководитель магистерской программы «Управление в высшем образовании», руководитель специализации «Проектирования современного обучения», научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ:

- Мы поняли, что лучший выход — групповая работа. Когда взрослый человек один, он работает, как получится, а когда ему приходится работать с другими людьми, он выкладывается полностью. На протяжении заочных модулей слушатели выполняют часть заданий вместе в специальных образовательных средах для виртуальной групповой работы, которые мы им предоставляем.

К.З.:

- Другая проблема обучения, характерная для многих вузов, состоит в том, что сложно вовлечь слушателей в изучение научной литературы. Все магистерские программы предполагают изучение огромного количества источников – десятки для каждого из основных курсов. Понятно, что обычно студенты читают конспекты лекций, в крайнем случае, один-два источника из списка основной литературы. Мы реалисты, но нас это не устраивало. Самое интересное, что это не устраивало и наших слушателей – они быстро почувствовали, что даже коллективный разум начинает буксовать при отсутствии интеллектуальной подпитки.

Поэтому мы ввели курс, целиком посвященный концепциям и исследованиям в области высшего образования. Задания по нему предполагают подготовку к каждой очной сессии так называемой интеллектуальной карты источников. Это такой способ визуально представить основные идеи, изложенные в тексте, и их взаимосвязь – с аннотациями, пояснениями и вопросами. Интеллектуальные карты разрабатываются в малых группах, а затем изучаются всеми слушателями и обсуждаются на очных занятиях.

Такая работа быстро дала хорошие результаты. В прошедшем учебном году мы провели два мини-курса по этой технологии: философские проблемы высшего образования – и экономические. Экономический курс вела Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. Слушатели подготовили интеллектуальные карты такого качества, что на их основе можно делать публикации.

Так, одна группа подготовила любопытную карту о проблеме платности образования. Обсуждение карты продемонстрировало, что проблема бесплатности не связана с проблемой доступности, хотя обычно эти два вопроса синонимичны. Образование может быть платным, но доступным. Вместе с тем все хотят бесплатного бакалаврского образования для своих детей. Однако из-за ограниченности финансовых ресурсов это ведет к недофинансированию магистерского образования, а оно как раз требует больших денег. При том что магистерское образование, как правило, получают более осознанно, оно существенно дороже по себестоимости и по альтернативной стоимости времени уже квалифицированного студента. Поэтому, если  говорить о доступности качественного магистерского образования, его бесплатность, возможно, была бы более разумной, чем в случае бакалаврского образования.

- Вы говорили, что слушатели приходят на программу решать проблемы своих вузов. Как это происходит?

О.П.:

- Многие курсы предполагают работу над проектами, нацеленными на развитие вузов, откуда к нам приходят слушатели.

Например – в курсе «Стратегическое управление вузом», его ведет Геннадий Константинов, профессор Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ. Курс идет целый год. На первом занятии слушатели получают задание подготовить проект университета своей мечты. Группа разрабатывает видение будущего университета, а во время следующей очной сессии представляет его. Мы приглашаем на обсуждение экспертов НИУ ВШЭ, например Ирину Карелину, директора программы развития НИУ ВШЭ. После того как концепция «университета мечты» разработана, слушатели разрабатывают проекты, реализация которых должна двигать вуз в «нужную» сторону. Проекты обсуждаются на следующем очном модуле.

Так постепенно к концу программы у наших слушателей формируется портфель проектов, с помощью которых они могут развивать свой университет. Кроме того, слушатели при подготовке магистерской диссертации исследуют именно ту проблему, которая интересна и важна для них, предлагают соответствующие решения и проекты.

- Есть ли в рамках программы нерешенные проблемы?

- Программа постоянно развивается. Поэтому мы все время в поиске ответов на вопросы, связанные с обучением практиков, с использованием современных технологий, с интеграцией науки и обучения. Фактически, наша программа – это лаборатория, исследователями в которой являемся не только мы, но и наши студенты.

Беседовала Екатерина Рылько