Эксоцман
на главную поиск contacts

Сельские школьники стремятся в город не только в России

Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института образования НИУ ВШЭ
17.10.2013
«Education, Career and Migrant Strategies Of Rural Students in Transition Countries: An International and Comparative Study» – это сборник статей российских и китайских авторов, где представлены результаты международного сравнительного исследования карьерных предпочтений сельских школьников трех стран со сходной экономической ситуацией — России, Китая и Казахстана. Тема, объединяющая все статьи сборника, — изменение ситуации в сельской местности сквозь призму сельской школы.

Исследование, по итогам которого вышел сборник, проводилось в трех странах — России, Китае и Казахстане. В каждой стране было выбрано три сходных по своему развитию региона: сельская местность рядом со столичным городом, сельская местность в промышленно развитом регионе с национальной спецификой и сельская местность в малонаселенном труднодоступном регионе. В России такими регионами стали Московская область, республика Татарстан и Республика Саха (Якутия). Наши специалисты провели масштабный опрос сельских школьников об их планах на дальнейшую жизнь: собираются ли они продолжить обучение; если собираются, то где — в вузе или в техникуме, по какому направлению. Намерены ли они оставаться в сельской местности или переехать в город и т.д. Потом мы провели еще опрос в Республике Саха (Якутии) о том, удалось ли школьникам осуществить свои планы. Забегая вперед, отмечу, что большинство из них достигли того, чего хотели, — переехали в город и поступили в вуз.

Точно такие же исследования были проведены коллегами из Китая и Казахстана. Особо хочу подчеркнуть, что его методология была разработана в основном российскими учеными. Над ней вместе работали Гордей Ястребов, Анна Красилова из Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ и специалисты Института образования ВШЭ. Китайские и казахские коллеги в основном пользовались нашими наработками.

По итогам исследования и вышел сборник статей на английском языке, опубликованный при содействии Стокгольмского университета. Он снабжен вступительной статьей, где описывается исследование и дается общая характеристика его результатов. Вошедшие в сборник статьи, написанные как российскими, так и китайскими учеными, посвящены различным аспектам карьерных устремлений сельских школьников.

Российские результаты представлены в основном в одной из статей, написанной совместно мной, Гордеем Ястребовым и Анной Красиловой. Вкратце они сводятся к следующему. Большинство сельских школьников связывает свою дальнейшую жизнь с поступлением в вуз и переездом в город насовсем. Именно этим обусловлен выбор профессии, требующей высшего образования. Популярны менеджмент, информационные технологии и т.д. Профессии, требующие высшего образования, но предполагающие работу в селе (агроном, зоотехник), непопулярны. Несколько менее настроены на переезд в город школьники из регионов, где есть развитый рынок труда сельскохозяйственных работников. Здесь значительная часть школьников настроена на то, чтобы получать среднее профессиональное образование и оставаться жить в сельской местности. Другой фактор, удерживающий ребят в селе, – наличие собственного бизнеса у родителей.

Китайские коллеги получили сходные результаты. Тем более интересно читать их статьи, отражающие совершенно иной подход к такой же ситуации. У нас в целом принято смотреть на «обезлюдивание» села как на зло, тогда как в Китае в нем видят благо. Китайское правительство уверено, что урбанизация даст стране ресурс для дальнейшего промышленного развития, поэтому стремление китайских сельских школьников в города там скорее приветствуется. Однако есть и некоторые нюансы, которые подробно рассматривают в своих работах китайские коллеги. Один из них состоит в том, что китайское правительство приветствует получение школьниками технического образования — неважно, среднего или высшего. По этой причине, окончив аналог нашей основной школы, китайский школьник может либо пройти обучение по рабочей специальности, либо поступить в старшую школу, которая дает право поступать в университет. Стоит отметить, что, пройдя обучение по рабочей специальности, человек тоже может поступать в вуз, но только в технический, где он будет учиться три года и получит инженерное образование. Китайское правительство дало установку: половина школьников должна выбирать такой путь, а половина — заканчивать старшую школу и идти в университеты по другим специальностям. Однако университетское образование гораздо популярнее. По этой причине старшая школа в Китае платная. Тем не менее все равно пока около 80% школьников выбирает старшую школу и университет, а только 20% – обучение рабочей специальности, хотя в последнем случае китайское правительство выплачивает стипендию. В одной из статей китайские коллеги анализируют эту тенденцию. Они показывают, что стипендия, которую платит правительство, недостаточна. Ведь человек по окончании основной школы может просто пойти работать, заниматься неквалифицированным трудом, и его доход будет выше стипендии. Поэтому беднейшие семьи выбирают такой путь. А семьи более состоятельные собирают деньги на старшую школу. В своей статье коллеги показывают, что обучение по рабочим специальностям может стать более привлекательным в случае повышения стипендии.

Статьи китайских коллег интересны еще и тем, что они связывают тот или иной путь, выбранный сельскими школьниками, с ситуацией в регионе в целом. Они дополнили исследование образования исследованиями промышленного и сельскохозяйственного развития. Их статьи достаточно сильно математизированы, в них много графиков, и они требуют некоторой подготовки или вдумчивого чтения.

На мой взгляд, эта книга будет интересна всем, кто изучает образование в России, Казахстане и Китае, и может послужить началом для поиска данных под магистерскую или аспирантскую работу. У нас в Институте образования уже появились диссертационные работы, развивающие тематику, обозначенную в этом сборнике.

Литература:
Под общей редакцией V. Chinapah, Z. Xiaoman. – Education, Career and Migrant Strategies Of Rural Students in Transition Countries: An International and Comparative Study. – Beijing: UNESCO International Research and Training Centre for Rural Education (INRULED), 2013.