Эксоцман
на главную поиск contacts

Университетский профессор учит школьного учителя

22.10.2013
Нет ничего удивительного, что вузы сотрудничают со школами, однако обычно речь идет о дополнительном образовании детей. Со школьными учителями работают немногие университеты, да и то эпизодически. Монополия на обучение учителей – по-прежнему у специализированных институтов дополнительного педагогического образования. Пермский край – одно из немногих исключений: системное влияние на развитие школьного образования здесь оказывает социально-экономический вуз – кампус Высшей школы экономики, или, как его называют в регионе, Пермская Вышка.

Дискуссия, в какой мере университеты должны влиять на школьное образование и, в частности, повышать профессиональный уровень учителей, продолжается в нашей стране с 1990-х годов. И в профессиональном сообществе, и в федеральных органах власти классические университеты рассматриваются как альтернатива региональным институтам повышения квалификации (в советские времена – институтам усовершенствования) учителей, критиковать которые стало правилом хорошего тона. Эти идеи нашли отражение в посланиях президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию 2008 и 2009 годов, а также в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Ключевая (и во многом справедливая) претензия к институтам повышения квалификации заключается в том, что они не способны обновлять предметные знания учителей – ведь работающие там методисты далеки от понимания достижений современной науки. Поэтому с учителями должны работать университетские профессора, обладающие самыми современными знаниями. Эту точку зрения уже много лет в своих публикациях и устных выступлениях отстаивает заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов, предлагающий решать проблему радикально: закрыть институты повышения квалификации и передать их функции классическим университетам. Он подчеркивает, что именно такая система успешно работает на западе: за подготовку и переподготовку учителя отвечают профессора университетов. Высшая школа экономики с первых лет работы занимается повышением квалификации учителей (еще в 1990-е годы был реализован общероссийский проект подготовки учителей экономики), однако лишь в Пермском кампусе удалось организовать масштабное и системное взаимодействие университета с общим образованием края. Важное обстоятельство – одобрение этой работы региональными властями: чиновников вплоть до губернатора удалось убедить, что университет, работая с учителями, сможет эффективно способствовать развитию школьного образования.

Университетский округ

Взаимодействие университета со школами началось на уровне регионального центра. В 2004 году совместно с Комитетом по образованию и науки Перми Высшая школа экономики впервые в городе создала университетский округ – объединение университета и 19 пермских школ без образования юридического лица. А в 2006 году, когда глава городского комитета Николай Карпушин был назначен на должность регионального министра образования, его границы решено было расширить. Университетский округ стал краевым, объединив 40 школ из разных муниципалитетов, к 2013 году их количество увеличилось еще на семь.

Основная задача университетского округа – обеспечить взаимодействие университета с системой общего образования для повышения качества образования в школах.

Какие формы работы используются?

Во-первых, это курсы повышения квалификации для учителей-предметников и школьных управленцев. Подход здесь такой же, как к студентам Высшей школы экономики: учиться нужно с полной отдачей. «К примеру, если учителя школы деревни Крюки всегда ездили на курсы в наш институт повышения квалификации, то они не могли даже предположить, что даст им Высшая школа экономики, – поясняет нынешний министр образования Пермского края Раиса Кассина. – Университетский округ – это совершенно другой стиль работы. Учителя же совсем не привыкли к тому, что на курсах им нужно не просто слушать, а выполнять задания, чтобы им выставляли оценку по результатам.»

Во-вторых, всевозможные варианты общения учителей – декады по обмену опытом, презентационные мероприятия округа, научно-практические конференции. Темы самые разные – от методических («Повышение эффективности урока» – так называлась одна из декад в 2006 году) до образовательно-политических. Шестая научно-практическая (она же первая всероссийская) конференция университетского округа в ноябре 2012 года была посвящена инновационному развитию современной школы. Вторая всероссийская конференция на тему «Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов» запланирована на 30-31 октября 2013 года.

В-третьих, это мониторинг знаний школьников. В Пермском кампусе Вышки есть свой гуру тестирования – заведующий кафедрой Высшей математики, профессор Анатолий Прокопьевич Иванов. Под его руководством была разработана большая база многовариантных разноуровневых заданий, программа генерации тестов, технические средства обработки результатов тестирований и даже методика анализа черновиков (чтобы выявлять угаданные ответы). Получилась система мониторинга качества школьного образования, о необходимости которой в масштабах страны говорится много лет. С 2004 по 2012 год только в мониторинге по математике приняли участие более 14 тысяч школьников Пермского края с 4-го по 11-й класс.

Есть и формы работы со школьниками: тренинги по английскому языку, творческие фестивали, спортивные турниры. Университет, таким образом, становится интеллектуальным спонсором и организационным центром школьного образования в крае, пусть даже де-юре он не является частью системы регионального образования (учредитель Высшей школы экономики – федеральное правительство).

Университетско-школьный кластер

В 2009 году на базе университетского округа Пермский кампус ВШЭ приступил к реализации проекта «Университетско-школьный кластер».

Как гласит официальное определение, это «инновационная форма объединения усилий общеобразовательных учреждений Пермского края и университета (НИУ ВШЭ – Пермь) в целях управления качеством школьного образования посредством совершенствования профессиональной компетентности учителей и предметных компетенций учащихся под руководством профессорско-преподавательского состава пермских вузов». Проще говоря, университет учит учителей, чтобы те лучше учили учеников. Одно из отличий от университетского округа заключается в том, что к работе с учителями были привлечены еще и преподаватели классического и педагогического университетов Перми. На сегодняшний день в кластере взаимодействуют 50 школ, многие из которых состоят также в университетском округе ВШЭ.

В рамках кластера работают четыре виртуальных предметных кафедры: русского языка, математики, английского языка, истории и обществознания, охватывающие несколько сотен учителей. На этих кафедрах разрабатываются программы повышения квалификации по соответствующим предметам, выделяются «трудные вопросы», сложные для самостоятельного освоения.

Каждый учитель прикреплен к тьютору – преподавателю одного из университетов, который отвечает за повышение его квалификации вплоть до того, что разрабатывает для него задания по наиболее сложным темам с последующим анализом их выполнения. Ежемесячно заполняются таблицы с показателями результатов учителей. Еще есть маршрутные карты – эдакое портфолио каждого учителя с результатами его тестирований, рекомендации тьютора и проч. Пермский край – регион большой, из отдаленных муниципалитетов в Пермь ездить долго и накладно, так что значительная часть программ повышения квалификации реализуется дистанционно.

Ежегодно учителя проходят итоговые тестирования по специальной технологии, разработанной все тем же профессором Анатолием Ивановым. Всевозможные графики, отражающие постепенно растущие результаты, подтверждают, что кластер работает не впустую.

Олимпиада «ПРОФИ»

Еще один важный аспект взаимодействия Пермского кампуса ВШЭ с региональной системой общего образования – олимпиады для учителей под названием «ПРОФИ».

Учителя соревнуются, у кого из них лучше предметные компетенции, которых, по мнению директора кампуса Галины Володиной, никто никогда не проверял: «Как учителя в России проходят аттестацию? Пишут реферат, выступают перед комиссией, но никто не проверяет, как они владеют предметом. Последний экзамен они сдавали во время учебы в институте. А чтобы независимо проверить знания, нужно предложить учителю роль ученика – чтобы он сел за парту, выполнил ряд заданий... Идея проведения учительских олимпиад возникла с приходом ЕГЭ в Пермский край. Для нас было очевидно, что высокий уровень предметных компетенций учителя вкупе с его психологической готовностью к независимой внешней оценке этих компетенций имеет прямую корреляцию с результатами ЕГЭ его учеников».

В первой олимпиаде в 2008 году участвовали учителя профильных предметов (русского языка, английского языка, математики и экономики) из 28 школ, входивших в университетский округ ВШЭ, сейчас в них принимают участие все желающие. За прошедшие несколько лет через олимпиады прошли более 9 тысяч учителей Пермского края – большинство тех, кто преподает в основной и старшей школе. Расширился спектр предметов: олимпиады проводятся и для учителей физики, химии, биологии, информатики, а с 2013 года – еще и по истории и обществознанию. Олимпиада проходит в два тура: первый — дистанционный, через Интернет. Второй — очный — в кампусе. После очного тура всегда проводится разбор ошибок и мастер-класс, который должен помочь улучшить в будущем результаты. И если поначалу олимпиады больше напоминали ЕГЭ, то сейчас уровень их сложности значительно выше. Важно, что в организации олимпиады принимает участие не только ВШЭ, но и другие вузы Перми – их профессора составляют задания по физике, химии и биологии – предметам, которые в Вышке не преподаются.

Первые олимпиады проводились анонимно, но уже два года все результаты являются открытыми, и это уже не смущает учителей, которые обычно трепетно относятся к любым внешним проверкам. Благодаря олимпиадам формируются предметные учительские сообщества. Победа на олимпиаде может повлиять на результаты аттестации, присвоение квалификационной категории и т.д. По результатам каждой олимпиады кампус ВШЭ представляет в Министерство образования Пермского края аналитические справки, служащие основой для управленческих решений.

Например, по результатам олимпиады по английскому языку в 2011 году было обнаружено, что особые трудности у учителей вызывает аудирование: им не хватает практики восприятия иноязычной речи на слух, они легко воспринимают только аудиозаписи, ориентированные на школьников. Как только предлагаются задания более высокого уровня, требующие знаний непривычной лексики, культурных традиций англоязычного общества, умения воспринимать акценты, – возникают сложности. Среди участников олимпиады были и те, кто, оказавшись в конце рейтингового списка, фактически демонстрировал полную профнепригодность. По результатам этой олимпиады все учителя были разделены на несколько групп, для каждой – в зависимости от уровня знаний – была разработана программа повышения квалификации. С самыми отстающими занятия проводились индивидуально.

Университет – региону

Зачем вся эта деятельность нужна университету? Ответ на этот вопрос складывается многоплановый. Хотя на сегодняшний день значительная часть мероприятий, которые Пермская Вышка проводит для школьных учителей, финансируется из регионального бюджета, то есть вуз получает дополнительные ресурсы, дело совсем не в этом. Взаимодействуя с системой общего образования, университет выполняет социальную миссию, которая гораздо шире, чем просто обучение студентов, и, в конечном счете, способствует социально-экономическому развитию города и региона.

Есть и сугубо прагматические соображения: повышая уровень учителей в регионе, университет тем самым косвенно влияет на уровень подготовки школьников, а значит – получает хорошо подготовленных абитуриентов.

Борис Старцев