Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессионально-общественная аккредитация поможет в выборе вуза

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ
28.10.2013
С 29 по 31 октября в Высшей школе экономики пройдет межрегиональная конференция, посвященная модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования. Это новая форма аккредитации предусмотрена новым законом "Об образовании в РФ". Зачем она нужна и как будет влиять на качество образования, рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

— Сергей Юрьевич, что такое профессионально-общественная аккредитация?
— Любая аккредитация в образовании — это оценка качества программ. Помимо уже привычной, хотя и постоянно модернизирующейся государственной аккредитации, новым законом "Об образовании в РФ" введены понятия профессионально-общественной и общественной аккредитации. Первая оценивает, соответствуют программы потребностям рынка труда. Для образовательного сообщества, работодателей, органов власти это еще одно из оснований для выводов, какие образовательные программы успешны.

— Что необходимо оценивать в ходе профессионально-общественной аккредитации?
— Во-первых, как компоненты программы — ее содержание, дизайн, технологии — влияют на формирование тех или иных профессиональных компетенций. Во-вторых, это оценка выпускников. Процедуры, связанные с оценкой качества выпускников, в нашей стране остаются проблемной зоной — нужно создавать институт мониторинга выпускников вузов на рынке труда, и это общенациональная задача. Поэтому пока мы ограничиваемся оценкой программ.

С августа 2013 года Высшая школа экономики по заказу Минобрнауки России реализует проект по отработке модели профессионально-общественной аккредитации программ в области экономики и менеджмента. Мы апробируем процедуру оценки, показатели, требования. Для проведения аккредитации сформирован пул экспертов.

— Кто эти эксперты? Есть ли среди них представители бизнеса?
— Работу вузов действительно должны оценивать работодатели. Но вряд ли бизнес-структуры захотят содержать экспертов по оценке образовательных программ. Поэтому около 40 экспертов, участвующих в нашем проекте, — это в основном преподаватели вузов, которые имеют опыт работы в бизнесе, хорошо понимают не только специфику работы университетов, но и особенности профессиональных рынков труда, имеют соответствующие компетенции. Среди них, например, Федор Прокопов — в прошлом первый замминистра труда и вице-президент РСПП, а ныне — декан факультета государственного и муниципального управления ВШЭ.

Как было отмечено представителем Ассоциации менеджеров России, бакалаврские программы не интересуют работодателей. Бакалавриат — образование широкого профиля, а работодатели представляют узкие сегменты рынков труда. А вот к оценке магистерских программ они проявляют интерес. Хотя, к сожалению, пока не сформирована широкая линейка профессиональных стандартов, которые должны служить основанием для оценки результатов образования.

— Какие вузы сейчас проходят профессионально-общественную аккредитацию?
— В первичной апробации модели профессионально-общественной аккредитации участвуют 34 программы по экономике и менеджменту из 16 вузов, расположенных в 6 федеральных округах. В их числе Финансовый университет, Плехановский университет, ЛЭТИ, Томский политех и другие. Вузы отобраны на добровольной основе, эксперты работают с их документами, при необходимости задают вопросы представителям программ.

— Будут ли результаты использоваться при государственной аккредитации вузов, при проведении мониторинга вузов Минобрнауки?
— К государственной аккредитации, которую проводит Рособрнадзор, профессионально-общественная аккредитация не имеет отношения. Возможны разные шкалы оценки, но уверен: результаты профессионально-общественной аккредитации будут одним из элементов, учитывающихся при дальнейшей оценке программ, а также при распределении ресурсов в сфере образования, оценке эффективности вузов в рамках мониторинга и прочих аспектах.

Программы, получившие положительную оценку, будут рекомендованы к профессионально-общественной аккредитации. Ее могут дать только объединения работодателей либо уполномоченные ими организации. В данном случае такой организацией является Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ).

Надеюсь, что модель профессионально-общественной аккредитации, которую мы разработали для программ по экономике и менеджменту, будет использоваться не только вузами, входящими в АВВЭМ, но и в других образовательных областях.

— Как быть, если программа не пошла аккредитацию?
— Это тревожный сигнал о ее состоянии, но — не надо забывать, что у нас есть задача не просто бинарной оценки, но и содержательных рекомендаций: что нужно изменить, чтобы программа стала лучше. — Что профессионально-общественная аккредитация дает студентам и абитуриентам? — Результаты аккредитации важны не только для работодателей или самих вузов, но и для домохозяйств. Информация, что ты окончил программу или поступаешь на программу, высоко оцененную в ходе аккредитации и пользующуюся профессиональным признанием, — важный сигнал, свидетельствующий о востребованности выпускников на рынке труда.

Подготовил Борис Старцев, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости
РИА Новости http://ria.ru/society/20131028/973188988.html