Эксоцман
на главную поиск contacts

Социологи рассказывают о дошкольниках

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ
31.10.2013
Вышедшая в этом году под редакцией академика РАО Владимира Собкина книга «Социология дошкольного детства» должна, на мой взгляд, стать настольной для всех, кто имеет хоть какое-то отношение к этой сфере. Это результат многолетних исследований специалистов Института социологии образования РАО в области дошкольного образования, выполненных на современном методологическом уровне. В книге подробно описаны изменения, произошедшие с дошкольниками, их родителями и работниками дошкольных учреждений в 1998-2007 гг.

Владимир Самуилович Собкин – директор Института социологии образования РАО – один из выдающихся исследователей в своей области. Он хорошо знаком с трудами отечественных педагогов и психологов Бориса Эльконина, Василия Давыдова, что делает его социологические труды особенно интересными. Сфера его интересов – не только социология образования, но и исследования здоровья детей, педагогика.

Многие его работы последних пятнадцати лет посвящены социологии дошкольного детства – теме, особенно актуальной в связи с принятием в этом году федерального государственного стандарта дошкольного образования. Книга «Социология дошкольного детства» объединяет результаты целого ряда исследований, проведенных Собкиным и его молодыми коллегами. «Социология дошкольного детства» сосредоточена в основном на изучении жизни дошкольных учреждений и посещающих их ребят. Подробно рассмотрены три основные группы участников этого процесса: дети, родители и воспитатели. Поскольку дети еще маленькие, их социологи не опрашивали. Вместо этого они подробно изучали материальные условия, в которых дети находятся в детских дошкольных учреждениях и дома. Это и игры, которые дети предпочитают, и любимые детьми типы игрушек, и режим их дня, питания.

Родителей социологи изучали с точки зрения их ценностей и нормативных установок. В книге рассказывается, как родители поощряют и наказывают своих детей, какими они хотели бы их видеть, как они относятся к мальчикам и девочкам. Последнему аспекту исследователи уделили много внимания, подробно описав, чем отличается воспитание мальчиков и девочек в разных типах семей. Очень любопытным, в частности, мне показалось сравнение воспитания мальчиков и девочек в полных и неполных семьях. Кроме того, в книге описано, как сказываются на воспитании детей типичные страхи взрослых — страх насилия, смерти и т.д.

Внушают оптимизм результаты проведенного авторами исследования опроса воспитателей. Если в 1998 году только 9% воспитателей считали своей задачей играть с детьми, то в 2007 году таких стало больше – 30%. Новый стандарт дошкольного образования делает акцент как раз на игровой деятельности. Очень важно, что треть воспитателей готова прийти к такой модели работы с детьми вместо попыток превратить детский сад в подобие школы с уроками и занятиями за партой. «Социология дошкольного детства» представляет интерес не только содержательный, но и методологический. Исследования выполнены с использованием современных методов социологических исследований – в частности, факторного анализа. Они отличаются комплексным, разносторонним подходом и дают широкую перспективу того, что представляет собой дошкольное детство в современной России. Думается, с таких же позиций можно было провести социологическое исследование школьников и даже студентов.

На мой взгляд, эту книгу стоит прочесть не только социологам, интересующимся образованием, но и всем, кто имеет какое-то отношение к дошкольному детству — и родителям, и воспитателям. Она дает возможность понять, как изменилось детство за последние пятнадцать лет, как воспитывают своих детей те, кто родился в конце 1980-х – на сломе эпох.

Литература

Собкин В.С. Социология дошкольного детства / Собкин В.С., Скобельцына К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. – М.: «Ин-т социологии образования РАО», 2013.