Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия — логист

Тамара Левина, старший преподаватель факультета логистики НИУ ВШЭ
5.11.2013
…вы не вышли из магазина с желанной покупкой. Кто виноват? Вините в этом не только администрацию магазина, но и логистов. Ведь это их задача – определить, с какой частотой и в каком объеме товары будут закупаться у поставщиков, будут ли они доставляться напрямую в магазины, или будет запас продукции на складе розничной компании, сколько ее должно содержаться при этом непосредственно в магазинах.

— Тамара Владимировна, кто поступает на факультет логистики, чем – в общих чертах – им предстоит заниматься? 

— В логистике могут найти себя многие: и люди аналитического ума, и творческие личности, кто предпочитает индивидуальную работу, и те, кому нравится чувствовать себя частью коллектива. Но в перспективе всех ждет работа с большими массивами данных, решение сложных масштабных задач, требующих учета разнородных факторов, генерация новых идей, проектирование объектов логистической инфраструктуры, продвижение услуг, работа с персоналом, переговоры с партнерами… Недаром логистику называют профессией для шахматиста.

— Какие конкретные задачи решает специалист по логистике? Доставить товар из пункта А в пункт Б?

— Традиционно логистов считали этакими диспетчерами, задача которых — обеспечить поставку продукции точно в срок, и их функции ограничивались транспортировкой, таможенным оформлением и складскими операциями. В объявлениях о вакансиях часто встречалось (и до сих пор встречается): «требуется водитель-экспедитор (логистик)» или «грузчик-логист», а в репортажах и интервью в СМИ тема логистики связана исключительно с проблемами транспортными. На самом же деле логисты решают широчайший круг проблем, связанных с управлением запасами, планированием снабжения и дистрибьюции, синхронизацией планов логистики с планами производства, маркетинга, организацией взаимодействия с поставщиками и потребителями, разработкой и внедрением систем контроля, бюджетирования, информационных систем и мотивации персонала.
А непосредственной доставке товара из пункта А в пункт Б предшествует согласование объемов и сроков его поставки, упаковки и маркировки, выбор способа и маршрута транспортировки с учетом специфики продукции, экономической целесообразности. При высокой интенсивности поставок и их широком ассортименте остро встает вопрос информационной поддержки сторон.

— Можете ли вы привести примеры реальных задач, с какими сталкиваются логисты?

— Самый простой пример: вы не вышли из магазина с желанной покупкой. Кто виноват? Вините в этом не только администрацию магазина, но и логистов. Ведь это их задача – определить, с какой частотой и в каком объеме товары будут закупаться у поставщиков, будут ли они доставляться напрямую в магазины, или будет запас продукции на складе розничной компании, сколько ее должно содержаться при этом непосредственно в магазинах.
Следует учитывать и специфику спроса на тот или иной товар, факторы товаров-заменителей и дополняющих товаров, эффекты промоакций, условия хранения и срок годности продукции, ограничения на поставку со стороны поставщика и возможности логистической инфраструктуры – и не забывать об относительной «ценности» товара: его рентабельности и тех затратах, которые будет нести компания, обеспечивая наличие товара на полке магазина.
Успех решения этой сложной задачи — интеграция планов маркетинга и логистики внутри розничной компании, эффективная система мониторинга запасов, надежные технологические процессы на складе (и процессы транспортировки), программы сотрудничества с поставщиками, максимальная автоматизация информационных потоков как внутри компании, так и с ее партнерами — все это проблемы, которые решает логист, но уже несколько другого уровня.

— Куда может устроиться выпускник факультета логистики? Какие задачи будут стоять перед ним в первую очередь?

— Это зависит от того, какие знания человек сможет получить во время учебы. Есть ребята, которые ограничиваются обязательным набором учебных дисциплин, а есть те, кто максимально расширяет свои знания, посещает факультативы, активно участвует в профессиональных мастер-классах, семинарах, конференциях, занимается индивидуальной работой с преподавателями в рамках научно-исследовательских проектов, изучает не только обязательный английский, но и другие иностранные языки.
Одно из наиболее популярных среди наших выпускников направлений деятельности — управление запасами. Эта задача требует знаний в различных областях, в частности знаний о процессах продаж, о производстве. Это работа с большими массивами данных, требующая хорошего знания математических моделей, в том числе опыта имитационного моделирования. Обычно специалист по управлению запасами работает на должности аналитика в отделе/департаменте логистики или управления цепями поставок. Здесь нужны аналитические способности, системное мышление.
Еще одна очень интересная и популярная среди наших выпускников область – на стыке логистики и IT: речь идет об автоматизации логистических процессов. Задача тоже чрезвычайно интересная. От специалиста требуется проанализировать процессы и информационные потоки компании-заказчика, предложить мероприятия по их совершенствованию, определить совместно с заказчиком необходимый уровень автоматизации процессов, разработать «информационную» модель деятельности предприятия или его подразделения.

— Логистика затрагивает различные производственные области и тесно связана с техническими характеристиками разных объектов. Не мешает ли выпускникам вузов с дипломом логиста незнание технических деталей? 

— Я считаю единственным серьезным недостатком нашего образования – отсутствие у выпускников представления о технических процессах. Наши студенты, проходящие стажировки в Германии, посещают с экскурсией производственные предприятия (в основном это автомобиле- и самолетостроение), но подобный опыт доступен не всем. К сожалению, в России производственники обычно не идут вузам навстречу в этом отношении, хотя мы уже делаем первые шаги в организации таких экскурсий, ну а посещение передовых складских комплексов уже давно стало неотъемлемой частью ряда учебных курсов.
Мне представляется, очень полезно включить в обязательную программу подготовки студентов-логистов посещение производств – по крайней мере, пищевых и фармацевтических, так как здесь совершенно точно требуются специальные знания.

— Какие методы преподавания преобладают на факультетах логистики?

— Наряду с классическими лекциями, огромное внимание уделяется бизнес-играм и разбору кейсов. Это делает наше образование более практическим. Источники кейсов — в основном собственный опыт, практика коллег, охотно интересными задачами делятся выпускники.

— На что стоит обратить внимание студенту, который хочет в будущем сделать хорошую карьеру в сфере логистики? 

— Если он учится в вузе, где логистику преподают хорошо, он должен понимать, что все курсы образовательной программы связаны между собой. Каждый новый курс опирается на знания, заложенные в предыдущих курсах, и является базой для последующих. Студенты почему-то не всегда в это верят и потом страдают из-за того, что сдавали некоторые дисциплины формально, а потом о них забывали.
Я бы настоятельно советовала всем будущим логистам посещать различные тренинги и прочие мероприятия, которые проводят крупные компании. Они регулярно устраивают интерактивные игры, разборы кейсов, связанных с управлением цепями поставок. Это поможет набрать практический опыт на первых порах, а в нашем деле опыт ценится в первую очередь. Активнее участвовать в открытых семинарах, мастер-классах — их в основном проводят в рамках профессиональных выставок или в целях продвижения программных продуктов, большая часть таких мероприятий — бесплатная.
Работать я бы посоветовала начинать в конце третьего курса. Многие крупные компании позволяют работу с гибким графиком. Такие по сути стажировки часто заменяют «испытательный срок» и при успешном завершении за ними следует предложение о работе.
Если говорить о продолжении образования после бакалавриата, то, на мой взгляд, в магистратуру лучше поступать сразу по его окончании и параллельно работать. Учебные курсы магистерских программ, как правило, тесно связаны с курсами бакалавриата, являются их логическим продолжением. По своему опыту могу сказать: людям, которые приходят в магистратуру после нескольких лет работы, учиться сложнее. Они вынуждены тратить время для повторения материала из программы бакалавриата или заново изучать отдельные темы, т. к. и мы, вслед за реалиями бизнеса, «не стоим на месте», и содержание курсов все время обновляется.
Не исключаю, что некоторые смогут многого достичь и только с дипломом бакалавра, но в любой карьере есть граница, преодолеть которую лишь за счет трудолюбия и самообразования невозможно. И нужно не забывать, что для бакалавров «закрыты» научное образование (аспирантура), элитные программы обучения для топ-менеджеров (например, МВА). Поэтому, планируя карьеру, желательно учесть это как можно раньше.

Беседовала Екатерина Рылько