Эксоцман
на главную поиск contacts

Специалист в области масс-медиа должен быть универсалом

Илья Кирия, заместитель декана факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ
4.12.2013
Недавно в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования добавилось новое направление – «Медиакоммуникации». Кто такие специалисты по медиакоммуникациям и зачем они нужны в сфере масс-медиа, рассказал один из разработчиков образовательных стандартов нового направления, заместитель декана факультета медиакоммуникаций ВШЭ Илья Кирия.

— Расскажите, как создавалось новое образовательное направление?

— Работа над этими стандартами шла полтора года. Проводились многочисленные консультации с представителями отрасли и множество социологических и статистических исследований (их осуществлял Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ), руководство факультета помогало с подбором экспертов и людей для фокус-групп.

У Высшей школы экономики есть богатый опыт разработки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по уже существующим направлениям, например, по социологии и экономике, однако в данном случае, помимо непосредственно написания нового ФГОС, мы добились открытия совершенно нового образовательного направления. В перечнях направлений подготовки высшего образования появилось отдельное образовательное направление «Медиакоммуникации» с отдельными кодами: 42.03.05 — для бакалавриата и 42.04.05 — для магистратуры. Это второе по счету образовательное направление, созданное в стенах нашего университета, после «Бизнес-информатики».

Оба стандарта — и бакалаврский, и магистерский — утверждены и сейчас находятся на регистрации в Минюсте.

— Как соотносятся между собой журналистика и медиакоммуниации?

— Сфера медиакоммуникаций значительно шире того, что принято называть журналистикой. Направления вроде «media studies», «media communications», «communication studies» сформированы, активно развиваются и функционируют на протяжении последних сорока лет в большинстве крупнейших университетов мира. При этом в США, например, журналистика и медиакоммуникации объединены в одно образовательное направление. А в ряде стран (скажем, во Франции и Германии) журналистика как таковая вообще не входит в университетскую систему, так как ее относят к прикладному направлению и ей обучают в платных высших школах только после окончания базового университетского курса. За рубежом к журналистике относятся как к ремеслу, набору прикладных навыков — написание текстов, интервьюирование и прочее.

Проблема российского образования состоит в том, что в России все те феномены, которыми за рубежом занимается наука в области медиа, разделены между несколькими разобщенными образовательными направлениями. На многих факультетах журналистики сегодня защищаются магистерские кандидатские диссертации на темы, строго говоря, выходящие далеко за рамки журналистики как ремесла — например, изучение институциональной структуры медиа.

Часть знаний, необходимых для работы в сфере массовых коммуникаций, дается на различных специальностях в сфере кинематографа (если рассматривать кино не с точки зрения искусства, а с точки зрения коммуникаций и управления, в особенности сегмента продюсирования). Также ряд навыков, необходимых для работы в СМИ, можно получить в рамках направлений «Библиотечное дело», «Искусствознание» и «Культурология». Мы постарались собрать все эти знания и навыки воедино.

— Какие же это навыки?

— Это, во-первых, компетенции, находящиеся на стыке между творческой и организационной деятельностью, компетенции в области управления креативным персоналом — с учетом специфики медиа, поэтому их нельзя отнести к сфере общего менеджмента.

Второй компонент — это компетенции, находящиеся на стыке контентной (содержательной) и технологической составляющих — современный работник в сфере медиа уже давно не является «чистым» гуманитарием, он все чаще соприкасается с техникой и работает с техническими специалистами, разрабатывающими, например, инфографику или базы данных для медийных нужд. Скажем, в СМИ сейчас стали очень популярны всевозможные карты – такие, как карта голосования на выборах мэра Москвы. Нужно уметь формулировать технические задания для воплощения подобных замыслов разработчикам — следовательно, работник в сфере медиа и сам должен обладать базовыми техническими навыками.

И, наконец, необходимо развитие общих культурологических навыков, поскольку медиапространство становится все более взаимосвязанным.

— С помощью каких учебных дисциплин будут вырабатываться эти навыки?

— Мы изменили, прежде всего, вариативную часть, выделив уже на уровне бакалавриата внутри направления «Медиакоммуникации» три основных подраздела обучения — технологический, культурологический и менеджерский. Набор конкретных дисциплин определяется каждым вузом самостоятельно, мы не стали задавать жестких рамок, для нас принципиальным был именно набор компетенций, который должен быть сформирован по окончании обучения.

Серьезным изменениям подвергнута практическая составляющая — она заметно увеличена. При этом большое внимание уделяется практическим навыкам работы с различными платформами и медийными жанрами, редактированию и ранжированию информации. Практика будет ориентирована не столько на написание текстов и создание контента (это чисто журналистские компетенции), сколько на работу с готовыми текстами, умением «упаковывать» их, переводить в ту форму, которая наиболее удобна получателю информации (зрителю, читателю, слушателю) в рамках выбранной технологической платформы.

— Есть ли уже какая-то ответная реакция со стороны вузов?

— Да, представители некоторых университетов уже заявили, что планируют открыть набор по данному образовательному направлению, чаще всего все-таки в рамках факультета журналистики. Но есть и исключения, например, Донской государственный технический университет (ДГТУ) планирует выпускать медиа-специалистов в рамках факультета массовых коммуникаций. В ВШЭ факультет медиакоммуникаций уже существует, но также готовятся изменения в учебных планах — станет больше часов для практики и самостоятельного обучения, образование станет более прикладным и разноплановым, ориентированным на работу в медиа на различных должностях, а не просто на написание стандартных текстов. В сфере масс-медиа сейчас нужны универсальные специалисты, а не просто райтеры. И мы ориентируемся, в первую очередь, на запросы рынка, учитывая то, как стремительно развивается и реформируется сфера массовых коммуникаций.

Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ