Эксоцман
на главную поиск contacts

Книга, призывающая к действию в борьбе за гуманитарные науки

Иван Павлюткин, доцент кафедры экономической социологии ВШЭ
31.01.2014
Книга известного американского философа, профессора Чикагского университета Марты Нуссбаум «Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки» — это своеобразный манифест в защиту гуманитарных наук и искусств, положение которых по всему миру сегодня выглядит довольно плачевно. Они либо должны играть в игру, навязанную идеологией полезного знания, стимулирующего экономический рост, либо отходить на задний план как бесполезное занятие, отвлекающее человека от того, что ему, казалось бы, действительно нужно.

В 2014 году в Издательском доме ВШЭ вышел перевод книги известного американского философа, профессора Чикагского университета Марты Нуссбаум «Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки». На английском языке книга была выпущена три года назад в издательстве Принстонского университета и до сих получает огромное количество отзывов. Это своеобразный манифест в защиту гуманитарных наук и искусств, положение которых по всему миру сегодня выглядит довольно плачевно. Они либо должны играть в игру, навязанную идеологией полезного знания, стимулирующего экономический рост, либо отходить на задний план как бесполезное занятие, отвлекающее человека от того, что ему, казалось бы, действительно нужно.

Проявления этих процессов наблюдаются в университетах и колледжах разных стран, где государство или бизнес не видят «инвестиционной привлекательности» в программах, не приносящих сиюминутной и легко калькулируемой отдачи. На деле оказывается, что человеку нужно перестать мыслить критически, высказывать и обсуждать собственные мысли, воспитывать в себе добродетели, необходимые для образования гражданина. Гуманитарные науки сложно «упаковать» в просчитываемые показатели научной продуктивности и поставить на рельсы стандартизированного производства специалистов.

В книге обсуждается «старая» и «новая» парадигма общественного развития и соответствующая им роль гуманитарного образования. Сегодня на примерах разных стран можно наблюдать отсутствие прямой связи между экономическим ростом и развитием гражданских институтов. Несмотря на рост ВВП, воспроизводится бедность и социальное неблагополучие. Это заставляет задаться вопросом о том, что мы понимаем под общественным развитием, качеством жизни, какую роль в этом процессе играет образование. Автор не скрывает, что является последователем позиции, основанной на парадигме развития человеческого потенциала (Human development paradigm). Согласно этому подходу образование должно развивать потенциал человека в ключевых областях, которые определяют его жизнь. А жизнь человека не замыкается на производстве и потреблении, поэтому надо расширить само понимание человеческого развития.

Нуссбаум дает довольно ясные ответы на вопрос о значении гуманитарных наук - по ее мнению, сворачивание последних приводит к упадку общества полноценных граждан. Что еще, если не гуманитарное образование, может обеспечить способность к критическому мышлению, сформировать человека, готового обсуждать и создавать общественное благо, а не преследовать только частные интересы и «огораживаться» от любых проявлений социального неблагополучия?

В тексте можно найти немало критических высказываний о современной образовательной политике с ее ориентацией на идеологию результативности, вклада, отдачи, узкой направленности образования и науки. В отличие от многих философских эссе эта книга разбирает не столько идеи, сколько практики образования и их значение в воспитании гражданских добродетелей. Нуссбаум обсуждает педагогические концепции философов и практиков образования от сократиков к Руссо, Песталоцци, Фребелю, Дьюи. В каждой из них заложены философские представления о человеке и его качествах, которые реализованы в «школах гуманитарного образования».

Отдельное внимание уделяется образовательным экспериментам индийского философа и писателя Рабиндраната Тагора, ставшего одним из интеллектуальных и идейных лидеров международного движения к гражданскому образованию. По замечанию Нуссбаум, это движение сегодня приходит в упадок, даже несмотря на успехи ведущих университетов и колледжей США. Хотя многие вопросы, примеры и призывы обращены к американскому читателю, книга наверняка станет известной в России. В ней содержится понятный призыв к действию в борьбе за гуманитарные науки и развитие гражданского общества.

Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / пер. с англ. М. Бендет; под науч. ред. А. Смирнова — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 192 с.