Эксоцман
на главную поиск contacts

Хорошая команда проекта умеет правильно ставить вопросы

Олег Подольский, научный сотрудник Института образования ВШЭ, Национальный координатор PIAAC в Российской Федерации
27.02.2014
Главная компетенция исследователя – умение правильно формулировать гипотезу и желание проверить ее. Плюс энтузиазм. Без него любой профессионал не сможет пройти дистанцию от идеи исследования до анализа его результатов.

— Олег Андреевич, что такое «исследования образования», с какими научными дисциплинами они связаны — педагогикой, социологией?

— Исследования образования — область, лежащая на стыке нескольких научных дисциплин: экономики, социологии, педагогики, психологии, философии. Встречаются исследования, в чем-то больше ориентированные на экономику образования или скорее связанные с вопросами психологии в образовании. Но все чаще сегодняшние актуальные исследования образования носят междисциплинарный характер.

Исследования образования различаются по масштабу. Бывают огромные международные или национальные проекты, в которых участвует по несколько десятков тысяч человек, несколько сотен школ, вузов. Бывают, напротив, небольшие проекты. Все зависит от их целей и поставленных вопросов, на которые нужно получить ответ.

Исследуется, к примеру, связь между образованием человека и образованием его родителей, связь между полученным образованием и реальными компетенциями человека — его способностью применять знания, экономическими возможностями и достижениями. Эти проблемы имеют отношение и к экономике рынка труда, и к социологии, и в итоге – к педагогике и психологии, если мы захотим понять, каким образом человек развивается и какие психические процессы за этим стояли.

Соответственно, исследователь образования может иметь базовое образование в любой из этих областей и должен немного разбираться во всех. Среди моих коллег есть и экономисты, и социологи, и психологи, и профессиональные педагоги. Это все очень близко.

— Какому кругу вопросов посвящены ваши исследования?

— Последние несколько лет я работаю над одним крупным проектом. Я являюсь российским координатором PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies) – международного исследования, проводимого Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Кроме России в нем принимало участие более 20 стран. Это значительный в сегодняшней науке проект, изучающий компетенции взрослого населения в области математической грамотности, грамотности чтения и ИКТ-грамотности, т.е. способности решать сложные задачи с помощью современных технологий, компьютера и сети Интернет.

Исследование масштабное — в нем участвовало 5 тысяч человек со всей России в возрасте от 16 до 65 лет. Им давали решать задачи, с которыми они сталкиваются в реальной жизни, а потом оценивали, насколько успешно они их решили. Все участники заполняли комплексный опросник, включающий более 200 различных характеристик человека (возраст, уровень дохода, образование, профессиональные навыки, состояние здоровья и прочее).

Специфика PIAAC в том, что изучается взрослое население. Обычно в фокусе исследователей образования находятся дети — дошколята, школьники, студенты. PIAAC охватывает весь трудоспособный человеческий возраст — от 16 до 65 лет. Это исследование позволяет собрать новые интересные данные и поставить новые актуальные для современного общества вопросы.

— Как проходит анализ результатов подобного исследования?

— После того как данные собраны, проводится их первичный анализ. Он носит описательный характер, но не дает никаких объяснений причин именно таких результатов.

Составляется база данных. То есть, скажем, в рамках исследования компетенций взрослого населения участники делятся на возрастные группы: 30-34 года, 35-39 лет и т.д., после чего для каждой группы выявляется статистика результатов по компьютерной грамотности, грамотности чтения и математической грамотности.

Дальше – есть некоторые очевидные гипотезы, которые можно сразу проверить с помощью различных методов анализа данных. Так, в рамках исследования PIAAC можно предположить наличие связи между уровнем достатка человека и уровнем его грамотности. Или — связи между уровнем образования человека, уровнем его грамотности и уровнем образования его родителей. Это делается с помощью факторного или корреляционного анализа, иных методов. Выясняется, что действительно: люди более образованные – в целом более грамотны, люди более грамотные – в целом больше зарабатывают и т.п. В ходе первичного статистического анализа часто удается выяснить и менее очевидные, но не менее интересные вещи. В рамках исследования также было, например, обнаружено, что люди более грамотные в целом меньше болеют и реже берут больничный лист на работе.

После первичного анализа данных наступает следующий этап. Исследуются причины появления тех или иных результатов. Скажем, первичный анализ данных показал, что в России большое количество людей не применяют всех своих навыков на работе. С какими особенностями рынка труда это может быть связано? Для того чтобы попытаться сформулировать релевантные гипотезы для поиска ответа на этот вопрос, зачастую бывает недостаточно данных, полученных исключительно в ходе данного исследования. Нужно подключить другие знания: что, например, мы знаем о рынке труда в России и его экономике?

Или, к примеру, первичный анализ PIAAC показал, что у людей в возрасте 30-34 года наблюдается небольшой провал по всем основным компетенциям, а у людей в возрасте 45-49 лет — наоборот, очень высокие результаты, включая компьютерную грамотность. В мире же все иначе — пика развития ключевых компетенций человек достигает в 30-34 года, а дальше идет плавный спуск. С чем это может быть связано? Это уже вопрос для вторичного анализа. Возможно, это связано с особенностями выборки. При выборке в 5 тысяч человек людей в возрасте 30-34 года будет немного, и с этим может быть связана какая-то специфика. Нужно будет соотнести наши результаты, допустим, с данными Росстата, рассмотреть данные под иным углом зрения, изучить факторы, которые могли повлиять на полученные результаты. 

— С какими сложностями вы сталкиваетесь при проведении таких масштабных исследований? 

— Главная сложность в том, что специалистов по проведению серьезных масштабных исследований и анализу полученных результатов в России крайне мало, их попросту не готовят. Поэтому подготовку специалистов приходится осуществлять прямо в процессе работы. 

Вторая сложность связана с форматом и масштабом исследования. Представьте себе исследование минимум пяти тысяч человек по всей России. Организовать подобное на требуемом международными стандартами уровне, к сожалению, не всегда удается сразу и в нужном объеме – некоторые накладки чисто организационного характера неизбежны. 

Обе сложности типичны для любых крупных международных исследований, будь то изучение компетенций взрослого населения или компетенций школьников — как в PISA или TIMSS. 

— Какие компетенции нужны исследователю в области образования? 

— Базовое образование, как уже было сказано, может быть любое профильное – социолог, психолог или экономист – не имеет значения. Главная же компетенция исследователя-аналитика – это умение правильно ставить исследовательские вопросы и формулировать гипотезы. Подобно правильной постановке целей любая научная гипотеза должна отвечать определенным требованиям. Она должна быть четко сформулирована и измеряема, а полученные результаты анализа своевременно достижимы. Правильно сформулированная гипотеза может, предположим, звучать так: «чем выше уровень образования человека в возрасте 20-25 лет, тем выше уровень его грамотности». Понятно, что мы измеряем, для какой группы населения будет осуществляться исследование, как мы будем это проверять. Безусловно, мы предполагаем, что обладаем данными нужного качества и сможем получить ответ в реалистичные сроки. Пример не совсем правильной гипотезы: «чем лучше образование, тем выше компетенции». Постановка вопроса очень общая, неконкретная. И, скорее всего, при такой постановке мы будем изучать подобную связь крайне долго и, скорее всего, в неправильном направлении, рискуя получить ответ тогда, когда результаты исследования никому уже не будут ни полезны, ни интересны. 

Другой пример правильной исследовательской задачи — сопоставить результаты различных исследований компетенций населения на одной и той же выборке. Для нас эта задача решаема и, надеемся, решаема своевременно. Скажем, есть исследование PISA (тест на грамотность и математические способности), в котором участвуют школьники 15 лет. Можно дать тем же ребятам тест PIAAC (по оценке компетенций взрослого населения, включая грамотность чтения и математическую грамотность), когда им исполнится 17-18 лет. Полученные результаты будут сопоставимы между собой, поскольку оба теста основаны на близких методологических подходах. Люди, мыслящие творчески и умеющие ставить задачи таким вот образом, на мой взгляд, способны принимать участие в образовательных исследованиях. 

— А какие качества нужны исследователю образования, чтобы достичь успеха? 

— Энтузиазм. Я отбираю для участия в проектах в первую очередь тех, в ком видна заинтересованность в исследовании. Нужно, чтобы человек представлял себе свое профессиональное развитие, понимал, кем он видит себя через 3-5 лет, насколько он готов развиваться и реализовывать себя в проекте. Не менее важно умение работать в команде и в условиях жестких сроков. Пожалуй, все эти качества просто можно назвать профессионализмом.

Беседовала Екатерина Рылько