Эксоцман
на главную поиск contacts

Сопоставление реформ образования в РФ и Чехии дает повод задуматься

Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ
6.03.2014
«Школьная реформа в Российской Федерации» – это наша совместная с Т.В. Абанкиной и двумя чешскими экспертами – В.Ежковой и Е. Валтеровой – книга, посвященная модернизации российского образования. В ней рассматриваются итоги Национального проекта «Образование» с экономической и социальной точек зрения в контексте сравнения с реформами школьного образования в Германии, Швеции, Великобритании и Чехии.

Книга «Школьная реформа в Российской Федерации» была опубликована издательством Карлова университета (Чехия) четырьмя авторами – Татьяной и Ириной Абанкиными и двумя профессорами этого университета, известными чешскими экспертами сферы образования В. Ежковой и Е. Валтеровой. Книга продолжает серию работ, посвященных критическому осмыслению системных реформ в сфере образования в странах Евросоюза. Чешские коллеги хорошо знакомы с проблемами российского образования, много раз бывали в нашей стране, принимали участие в работе Российской академии образования. При поддержке Карлова университета и Министерства образования Чехии они реализуют проект сравнительного исследования результатов реформ. В 2008 году вышла книга, посвященная реформам образования в Германии, в 2009 – в Великобритании, в 2011 году – в Швеции и вот в 2013 году в книге, посвященной реформам образования в России, проводится сравнение всех пяти стран.

Издание Карловым университетом серии книг, посвященных реформам общего образования, связано с тем, что школы всего мира сейчас сталкиваются с новыми вызовами, переживают эпоху перемен. В фокусе внимания — экономическое развитие школы, изменение принципов финансирования школ и оплаты труда учителей, результативность школьного образования, смена идеологических приоритетов (деидеологизация современной школы) и доступность качественного образования для разных социальных групп. Большое внимание уделяется результатам международных сравнительных исследований образования PISA и TIMSS.

В книгу включена обширная аннотация (summary) на английском, но большая часть написана на чешском языке. Причем значительную долю ее объема составляет понятная российскому читателю информация статистического характера, какую в российских изданиях найти не так просто. Каждый регион России мы оценивали по нескольким показателям, связанным с уровнем оплаты труда учителей, переходом на новую систему оплаты труда; с развитием информационно-технологической среды в школах; с модернизацией школьных зданий и оборудования. В книге есть информация, и какова доля расходов на образование в бюджете Российской федерации и бюджете каждого региона, сколько тратится на одного учащегося во всей России и в каждом субъекте Федерации; как менялась с 2000 по 2009 год доля ВВП на развитие образования и т.д. Все эти данные были сведены в таблицы и графики. После этого чешские эксперты рассчитали аналогичные показатели для Чешской республики и добавили их в наши графики.

Получилась любопытная картина. Чехия столкнулась с теми же проблемами, что и Россия. Перед этой страной стояла задача освоить компетентностный подход в образовании, научить ребят применять знания на практике. При этом с точки зрения современного оснащения школ, оплаты труда учителей и их возраста Чехия в начале 2000-х годов была приблизительно на уровне относительно благополучных регионов России. По численности населения Чешская республика сопоставима с большинством регионов Российской Федерации, а по площади и климатическим условиям — с некоторыми регионами вроде Кубани. Сравнивать Чехию с Россией в целом затруднительно — наша страна большая и многоукладная, а вот с отдельными нашими регионами — можно. Однако таких сравнений до сих пор не проводилось. Регионы России сопоставляются обычно между собой. Впрочем, подобных комплексных сравнений и нет почти. А Россия в целом сравнивается только с другими странами.

Как показывают результаты упомянутого исследования, некоторые регионы России даже добились более высоких результатов в оснащении школ современным оборудованием, компьютеризации и других вещах. Единственный параметр, по которому Чехия нас опережает, – это расходы на образование одного учащегося: они в среднем в два раза выше. И образовательные результаты, по данным международных исследований, в Чехии в среднем заметно выше, чем в России в целом. Это повод задуматься и о ключевых направлениях наших реформ, и об эффективности инвестирования, и об ответственности нас всех за результаты системных изменений.

Литература:

Vëra Jeżková., Eliška Walterová , Abankina T. V., Abankina I. V. Školní vzdĕlávání v Ruské federaci [Б.м.] Издательство Карлова университета, 2013.