Эксоцман
на главную поиск contacts

Анализируя образовательную политику, нельзя «рубить с плеча»

Петр Сафронов, руководитель магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Института образования НИУ ВШЭ
28.03.2014
Любые исследования образования находятся на стыке нескольких дисциплин — экономики, социологии, педагогики. Они бывают самыми разными по характеру и тяготеют к какой-либо из этих научных сфер. Поэтому фундаментальные знания в любой из них образовательному аналитику очень нужны. Необходимо также хорошо владеть математической статистикой и методами анализа данных. Неплохо иметь и представление о современных методах изучения образования и новейших западных исследованиях.

— Петр Александрович, чем занимается аналитик в образовании? Какие задачи он решает?

— Поясню на конкретном примере. Одно из международных сравнительных исследований качества школьного образования, в котором участвует и Россия, — TIMSS, оно проверяет фундаментальные знания подростков по группе предметов. С 2007 года показатели TIMSS по России подросли.

Возникает вопрос, с чем это связано? Найти на него ответ — хорошая задача для аналитиков в сфере образования. Для этого им нужно выдвинуть обоснованную гипотезу, проверить ее и получить результаты. Так, можно предположить, что результаты TIMSS растут благодаря улучшению экономической ситуации в стране. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, нужно проанализировать соотношение динамики результатов России и данных экономической статистики: действительно ли образовательные результаты улучшаются всякий раз после улучшения экономических показателей? Такой же анализ можно провести и применительно к другим странам. Аналитики в образовании оперируют результатами не только своих исследований, но и проведенных коллегами. И полученные выводы они представляют людям, принимающим решения.

— Можно ли утверждать, что образовательные аналитики работают преимущественно по заказу органов государственной власти?

— Органы государственной власти, в первую очередь региональные, действительно проявляют большой интерес к исследованиям в сфере образования. Большая часть исследований сейчас ведется по их заказу, и в будущем заказов станет только больше.

Вполне естественно, что региональные органы государственной власти интересуются, прежде всего, проблемами, стоящими перед системой образования в их регионе. К примеру, для Костромской области актуальна проблема оттока населения в другие регионы, и перед образовательными аналитиками ставят вопрос: что нужно сделать, чтобы заинтересовать жителей остаться на малой родине?

Вот еще пример из реальной практики. Некоторое время назад руководство Псковской области и Республики Карелии поставило перед группой исследователей во главе с Сергеем Голубевым из Московской высшей школы социальных и экономических наук задачу повысить привлекательность местных вузов для абитуриентов. До этого ребята массово стремились перебраться в Санкт-Петербург и Москву. Сергею Голубеву удалось отчасти решить эту проблему, предложив формы взаимодействия университетов с местным сообществом.

Помимо органов власти, заказчиками исследований в области образования могут быть международные организации. Я работал в проекте ЮНЕСКО, посвященном образованию в области биоэтики. Это направление связано с этическими проблемами в области медицины — правила проведения экспериментов над животными, конфиденциальность информации о людях-участниках исследования и т.д.

— Какая подготовка необходима аналитикам в сфере образования? Где готовят таких специалистов?

— Любые исследования образования находятся на стыке нескольких дисциплин — экономики, социологии, философии. Они бывают самыми разными по характеру и тяготеют к какой-либо из этих научных сфер. Поэтому фундаментальные знания в одной из них образовательному аналитику очень нужны. Необходимо также хорошо владеть математической статистикой и методами анализа данных. Неплохо иметь и представление о современных методах изучения образования и новейших западных исследованиях.

Получить хорошее образование в области экономики, социологии или философии в России можно во многих университетах. Познакомиться с современными исследованиями образования и получить практический опыт работы в этой сфере можно на магистерских программах Института образования ВШЭ. В этом году мы открываем новую программу — «Доказательная образовательная политика», где акцент будет сделан как раз на подготовке аналитиков. Надеюсь, со временем таких программ станет больше, они появятся и в других российских университетах.

— Какие проекты образовательный аналитик может выполнять в начале своей карьеры?

— Скорее всего, это будут сравнительно простые проекты, которые можно выполнить силами одного человека или маленькой исследовательской группы. Основная их особенность в том, что гипотезы уже будут выдвинуты другими, а данные, на основании которых проводится анализ, в основном тоже уже собраны. Останется лишь уточнить методы проведения исследования и обратиться к имеющимся базам данных.

В качестве примера приведу тему, которая, как мне кажется, сейчас весьма актуальна для изучения и будет актуальна еще какое-то время.

Есть гипотеза, что за последнее десятилетие отношение учителей и учеников друг к другу сильно изменилось. В начале 2000-х годов ученики относились к учителям с большим уважением. Они смотрели на учителя как на источник полезных знаний и были готовы учиться. Напротив, учителя были настроены в отношении учащихся весьма скептично, считали, что они ленивы и малоспособны к учебе. Иногда утверждают, что сейчас всё наоборот. Ученики стали смотреть на учителей с большим скепсисом и критически оценивают их уровень знаний. А учителя стали относиться к учащимся с куда большим уважением, чем раньше. Интересной задачей для начинающего исследователя образования будет проверить эту гипотезу.

Для этого нужно взять две точки во времени — допустим, 2000 и 2014 годы. На основании имеющихся исследований обосновать, почему именно этому периоду оказано предпочтение, почему, скажем, взяты не 2002 и 2010 годы. После чего отобрать имеющуюся информацию и проанализировать ее. Затем понять, какая дополнительная информация будет необходима. Однако прежде всего нужно четко определить, как использовать уже имеющиеся данные. Достаточно просто взять результаты различных опросов и исследований на эту ему. Это могут быть исследования Всемирного банка, опросы социологических компаний, данные исследований Организации экономического сотрудничества и развития и другое.

— А если аналитик уже набрался опыта, какими проектами он сможет заняться?

— Опытный аналитик должен уметь сам ставить гипотезы, решать, какие данные ему нужны и как их собирать. Одна из сложных тем, которая по силам только опытному аналитику, — академическое совершенство. Так в науке называют все, что связано с различными способами ранжирования вузов и оценки работы ученых — индексы цитирования, международные рейтинги и т.д. Но при анализе этой темы возникает много различных проблем. В научном сообществе признается, что любой хороший вуз уникален. Как же сравнивать между собой два уникальных явления? Так что найти грань между уникальностью и различными способами измерения и сопоставления — хорошая тема для аналитика.

Или другой сюжет. Сейчас при оценке вузов и ученых большое внимание уделяют индивидуальным достижениям — в числе их количество и качество публикаций. В то же время есть точка зрения, что университет — это не только научная и педагогическая работа, но и определенное сообщество, приверженное некоторым общим ценностям. Можно ли упустить эту составляющую и, если нельзя, каким образом ее следует учитывать? Это тоже тема для опытного исследователя. Ему придется сначала выработать определенный взгляд на проблему, затем решить, что и как он будет измерять, и провести исследование.

— От каких ошибок вы бы хотели предостеречь будущих аналитиков образования?

— Ни в коем случае нельзя «рубить с плеча». Часто мы в своей работе сталкиваемся с явлениями, которые хочется назвать откровенной глупостью. Стала вполне обычной ситуация, когда формальные индикаторы берутся за единственный критерий оценки образовательных учреждений. И вот такого серьезный образовательный аналитик в работе допускать точно не должен: нужно анализировать проблему с разных сторон и ни в коем случае не навешивать ярлыки.

Беседовала Екатерина Рылько