Эксоцман
на главную поиск contacts

Интерес к профессии инженера возникает у школьников через игру

19.08.2014
Привлечение талантливых абитуриентов — задача, стоящая перед каждым ведущим вузом. Сложнее всего приходится техническим университетам – ведь популярность профессии инженера в России пока значительно ниже, чем экономиста или юриста. Из-за этого на рынке труда возникают дисбалансы, от которых одинаково страдают и выпускники, и потенциальные работодатели. В Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» придумали несколько оригинальных способов заинтересовать абитуриентов техническими профессиями.

Ирина Анатольевна Евсюкова, директор офиса управления проектами МИСиС, с сожалением признает, что инженерное образование сейчас не слишком востребовано у абитуриентов в России, но эта проблема не только нашей страны, и во всем мире ее, так или иначе, пытаются решать.

Недавно кафедра материаловедения и металлургии Кембриджского университета (Великобритания) провела такой эксперимент: школьников из пяти стран попросили нарисовать обычного инженера за работой, рассказывает Ирина Евсюкова. Оказалось, что большинство ребят представляют себе инженера в виде человека в спецовке, который чинит старую машину. Из-за недостатка информации они считали инженером промышленного рабочего, и эту профессию выбирать не хотели.

Чтобы исправить неверное представление, перед школьниками выступили инженеры и ученые, которые рассказали им о профессии и роли инженера в современном мире. Когда детей снова попросили изобразить инженера за работой, то на рисунках в основном снова был человек в спецовке, который на этот раз чинил более современную технику — например, космический корабль.

«Эксперимент показал, что у школьников нет представления об инженере как ученом, изобретателе, создателе принципиально новых продуктов, материалов и технологий. Техническую профессию они не считают творческой, — говорит Ирина Евсюкова. — Кроме того, оказалось, что для профориентации лекция скучна и малоэффективна. Чтобы заинтересовать детей профессией инженера, нужно, чтобы они своими глазами увидели, где он работает, что и как делает. Нужны новые интерактивные методы с элементами игры».

Почувствовать себя инженером

В 2012 году в МИСиС при поддержке Департамента образования Москвы стартовал проект «Вуз одного дня», первоначально в нем участвовали школьники московского Центра образования № 1240 «Пресненский», с которым МИСиС» давно сотрудничает. С сентября 2014 года проект планируется расширить, сделав его доступным для всех желающих.

«Вуз одного дня» — это учебная программа, разработанная преподавателями МИСиС, когда школьники в течение года раз в неделю посещают занятия по физике, математике, информатике в университете. Смысл проекта не только в том, чтобы школьники подготовились к ЕГЭ или почувствовали атмосферу университета, но и получили первые инженерные навыки в лабораториях университета — это тоже предусмотрено программой.

Так, например, школьники участвуют в работе лаборатории FabLab, открывшейся в 2012 году в МИСиС в рамках совместного проекта с Массачусетским технологическим институтом. В лаборатории есть комплект цифрового оборудования (фрезерные станки, 3D-принтер, режущий плоттер и проч.), с помощью которого дети сами проектируют на компьютере и изготавливают на 3D-принтере несложные предметы — чашку, игрушечную мельницу, шахматную фигурку.

Среди тех, кто поступил в МИСиС в этом году, есть и слушатели первого потока проекта «Вуз одного дня». У всех по профильным предметам балл ЕГЭ выше 90, но главное — они понимают, в чем заключается работа инженера, и выбирают профессию абсолютно осознанно.

С помощью работодателя

Чтобы абитуриенты получали представление о профессии инженера не только от университетских преподавателей, НИТУ «МИСиС» обратился за помощью к работодателям — компаниям, с которыми университет сотрудничает.

Например, совместно с компаниями «Металлоинвест» и «Объединенной металлургической компанией» («ОМК») были разработаны деловые игры для школьников, их задача — дать детям максимально полное представление о работе инженера в игровой форме. Одна из таких игр под названием «Индустрия» рассчитана на абитуриентов филиала «МИСиС» в городе Выкса Нижегородской области. Здесь расположен Выксунский металлургический завод, входящий в состав «ОМК».

Игра проводится ежегодно с 2012 года для учеников девятых классов. Накануне всех девятиклассников городского округа города Выкса тестируют и выбирают тех, у кого есть интерес к технике и у кого, конечно же, есть желание почувствовать в игре. В итоге 100-120 человек выезжают на три дня в дом отдыха, где проводится деловая игра.

Первый день — знакомство, формирование команд, спортивные соревнования и создание социальной инфраструктуры виртуального завода. В каждой команде по 10 человек, во главе сотрудник «ОМК» — инженер или квалифицированный рабочий. В ходе соревнований каждая команда набирает баллы и использует их на следующем этапе игры — создания металлургического производства.

В последующие дни школьников отвозят на реальное металлургическое предприятие компании «ОМК». Здесь они могут познакомиться с технологией производства труб, листа, железнодорожных колес, узнать, чем занимается тот или иной специалист в области металлургии. И после этого, используя полученные знания, игроки строят свой виртуальный завод — на набранные в ходе предыдущего этапа баллы «покупают» оборудование; строят «инфраструктуру» — детские сады, больницы; нанимают на «рынке труда» нужных специалистов, расставляют их на производстве. Победителем в игре становится та команда, которая набрала больше баллов и запустила производство.

Инженер за компьютером

Для тех школьников, у которых нет возможности посетить реальный завод, предназначены компьютерные игры.

Интернет-портал MetalSpace, разработанный специалистами МИСиС при поддержке «ОМК», рассчитан, в первую очередь, на школьников. Здесь можно скачать популярные книги по химии, физике, математике, металлургии, постоянно пополняется энциклопедия «Металлургия и время» с рассказами о развитии металлургии с древнейших времен до наших дней. В коротких статьях популярно рассказывается о металлургическом производстве, о работе инженеров. Но главное — на портале есть сетевые обучающие игры.

Одна из них — «Легенды огня и металла», своим дизайном напоминающая популярную игру Assassin’s Creed, тоже с историческим «антуражем». Например, в одном из ее разделов — «Мушкет» — игрокам предлагается изготовить первое огнестрельное оружие. Для этого нужно пройти несколько квестов — найти железную руду, подготовить коричневый уголь для плавления металла, построить и оборудовать мануфактуру, выплавить сталь. В ходе игры дети узнают об истории металлургии — о первых кремниевых ружьях, о литье пуль, а заодно проверяют школьные знания физики и химии, необходимые для победы.

Екатерина Рылько