Эксоцман
на главную поиск contacts

Книга для тех, кто хочет превратить идеи в деньги

Татьяна Абанкина, директор Центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами ВШЭ
26.12.2014
Книгу Джона Хокинса «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги» нужно читать с карандашом в руках. Она располагает к тому, чтобы постоянно делать пометки, приводить собственные примеры, спорить или соглашаться с автором. В книге приведено немало интересных примеров людей и компаний, добившихся успеха на ниве креативного бизнеса. Они могут быть полезны всем, кто имеет собственные идеи и хочет превратить их в деньги.

Джон Хокинс посвятил свою книгу изучению отношений между творчеством и экономикой. По его мнению, ни творчество, ни экономика не являются чем-то новым, новое состоит в сущности и изменении отношений между ними, а также в том, какие их сочетания создают исключительную экономическую ценность и благосостояние.

В семи главах книги исследуется и обобщается богатейший материал по широкому кругу вопросов, характеризующих становление и развитие креативного сектора в новой экономике, основанной на интеллектуальных ресурсах. Автор старается погрузить читателя в «кипящий котел» современного мира и современного творчества. Джон Хокинс затягивает читателя в живой поток экспертных оценок и суждений людей, имеющих уникальный опыт и добившихся успехов на поприще креативного бизнеса. Вместе с тем он тут же предъявляет мнения, бытующие в самых разных сообществах, чутко улавливая их «естественность», подчеркивая, что категории и понятия креативной экономики уже проникли в ткань повседневной жизни и определяют предпочтения и поведение людей во многих странах.

Калейдоскоп примеров, историй, судеб и достижений как творческих личностей, так и компаний, торговых марок и брендов, создает у читателя ощущение динамизма социальных и экономических изменений, в которые оказываются втянутыми развитые и развивающиеся страны. То, что еще вчера было ультрарадикальным, инновационным, уже сегодня становится классикой, «общим местом», едва ли не банальностью. Джон Хокинс ярко демонстрирует, как в течение нескольких десятилетий на наших глазах меняются экономика и общество, а мы даже не имеем надежных инструментов, чтобы измерить и оценить сущность и масштабы перемен – фактически переход от реальной экономики к экономике символов.

Подчеркнутая мозаичность изложения создает иллюзию фрагментарности и поверхностности. Это обманчивое впечатление: Джону Хокинсу удается выявить ключевые взаимосвязи и характерные черты, отличающие творческий бизнес. Он исследует креативную экономику в широком контексте экономических и социальных теорий и концепций. Но категории, понятия и даже закономерности, установленные классической и неоклассической теориями, для материальных ресурсов и реальной экономики, часто не срабатывают для информационных, интеллектуальных и творческих ресурсов в секторе креативных индустрий. Перенос на творческие ресурсы традиционных понятий и основных положений политической экономии (таких, как товар, собственность, монополия, амортизация, рента, ценовая конкуренция, понижение нормы прибыли, убывающая отдача), не оправдывает себя. Джон Хокинс точно и аргументировано выявляет отличия, где традиционные подходы и теории требуют модификаций для изучения креативной экономики.

Книгу Джона Хокинса можно было бы издать в формате блокнота, разместив авторский текст на четных страницах, а нечетные оставить свободными для читателей, чтобы они могли сразу записывать собственные примеры, размышления, возражения, новые идеи и даже свои творческие планы и жизненные перспективы. Не случайно в качестве эпиграфа к последней главе выбраны слова Антуана де Ривароля: «Идеи – это капитал, который приносит доход только в руках таланта».