Эксоцман
на главную поиск contacts

Экономика развития: неоинституциональный подход Эрнандо де Сото

английская версия

Опубликовано на портале: 07-02-2015
Статья посвящена анализу работ Э. де Сото и их влиянию на экономику развития. Рассматриваются общие черты неоинституционального подхода и особенности их реализации в его книгах «Иной путь» (1989) и «Загадка капитала» (2000).Первая книга посвящена анализу неформальной экономики. Она состоит из двух частей: эмпирической и теоретической. В эмпирической части он рассматривает три сферы нелегальной деятельности (жилищное строительство, торговлю и транспорт), а в теоретической части исследуются, главным образом, трансакционные издержки.Для развивающихся стран по-прежнему актуальной является традиционная урбанизация, толчок которой на Западе дала промышленная революция. Однако на Западе параллельно с ростом городов росли и мануфактуры, которые создавали рабочие места для вновь урбанизированного населения. Поэтому не было разрыва между ростом городского населения и ростом занятости в промышленности. Иная ситуация в третьем мире. Здесь темпы роста городского населения значительно опережают темпы роста занятых. Средние масштабы теневой экономики составляли, по оценке Ф. Шнайдера, в конце ХХ века в развивающихся странах 35-44% (от официального ВВП). Поэтому если бы не было нелегального сектора, то важнейшие городские проблемы так и не были бы решены. Руководимый Э. де Сото Институт свободы и демократии провел целый ряд экономических экспериментов для выяснения "цены подчинения закону" в Перу, с тем чтобы определить издержки, которые вынуждены нести лица, желающие заняться обычным легальным бизнесом. Автор "Иного пути" предлагает в связи с этим оригинальную классификацию трансакционных издержек на основе критерия "легальность - нелегальность".Первая их группа - "цена подчинения закону", т. е. издержки законопослушного поведения. Предприниматель в легальном бизнесе должен нести единовременные "издержки доступа", связанные с получением права заниматься определенным видом экономической деятельности. Получив официальную санкцию на свой бизнес, он должен постоянно нести издержки "продолжения деятельности в рамках закона": платить налоги и социальные платежи, подчиняться бюрократической регламентации производственных стандартов, соблюдать обязательные нормы при руководстве персоналом, нести потери из-за неэффективности судопроизводства при разрешении конфликтов или взыскании долгов.Делая выбор в пользу нелегальной организации, предприниматель избавляется от "цены подчинения закону", но зато вынужден оплачивать "цену внелегальности". В эту вторую группу трансакционных издержек входят "цена уклонения от легальных санкций" (риск поимки и наказания частично снижается взятками как особой формой страхования), издержки, связанные с трансфертом доходов, повышенные ставки на теневом рынке капиталов, невозможность участвовать в наукоемких и капиталоемких областях производства, относительно слабая защищенность прав собственности, "цена невозможности использовать контрактную систему" (опасность нарушения деловых обязательств) и недостаточная эффективность внеконтрактного права.Отсутствие легально зафиксированных прав собственности приводит к неэффективному хранению и использованию внелегалами своих ресурсов. К тому же они не могут свободно отчуждать свою собственность или использовать её в качестве залога.Возникает своего рода порочный круг: рост теневого сектора приводит к сокращению легального. Однако при сохранении уровня общественных расходов это означает необходимость увеличения налогов на легальный бизнес, что приводит к растущей привлекательности теневого сектора и т.д. Поэтому раскол общества на легальный и нелегальный бизнес "оказывает негативное воздействие на экономику в целом, выражающееся в снижении производительности, сокращении инвестиций, неэффективности налоговой системы, удорожании коммунальных услуг, замедлении технического прогресса и многочисленных трудностях в формулировании макроэкономической политики" (De Soto, 1995. P. 216), и отнюдь не освобождает общество от необходимости совершенствования институциональной структуры.Что же нужно сделать? С точки зрения де Сото, необходимо приблизить правовую систему к действительности. Этому и посвящена вторая работа «Загадка капитала», где автор пытается решить пять загадок:·        загадку недостающей информации,·        загадку капитала,·        загадку политической неосведомленности,·        забытые уроки истории США,·        загадку правового бессилия.Де Сото ставит важный вопрос о том, почему законы о собственности не работают за пределами Запада. Эрнандо де Сото полагает, что значительная часть накопленного в развивающихся странах капитала недокапитализирована. Если на Западе активы ведут двойную жизнь: не только непосредственно используются на хозяйственные нужды, но и являются источником капитала (то есть гарантией получения кредитов), то в третьем мире и бывших соцстранах они этой второй функции не выполняют, тем самым фактически не являются капиталом. Поэтому де Сото выделяет шесть эффектов частной собственности:·        фиксация экономического потенциала активов,·        интеграция разрозненной информации,·        ответственность собственников,·        повышение ликвидности активов,·        развитие общественных связей,·        паспортизация сделок.Следствием отрезанности большинства населения от шести положительных эффектов частной собственности является маргинализация общества. Уровень жизни, по его мнению, начнет расти только там и тогда, где и когда правительство изменит законы и систему собственности таким образом, чтобы стимулировать углубление разделения труда. Если же этого не происходит, то стремительно растут масштабы внелегальной экономики.Концепция де Сото обладает рядом очевидных недостатков. Собственность - не только передаточное устройство, которое отражает и хранит определенную информацию, но прежде всего общественное отношение между людьми. К тому же возникает заметный парадокс: попытка анализировать собственность вне всей системы экономических отношений создает известную оторванность экономического анализа от социального. Собственность - не только готовая предпосылка развития рыночной экономики, но и ее результат. Поэтому неразвитость отношений собственности отражает неразвитость экономических общественных отношений на периферии современного мира.Работа Э. де Сото положила начало новому направлению неоинституциональных исследований - экономико-правовым концепциям развития (Law and Economics of Development).Конечно же, мы далеки и от того правового фетишизма, который присущ концепции де Сото. Но нельзя не согласиться с автором, что без трансформации системы традиционных институтов, норм и правил, создания необходимых институциональных предпосылок невозможно построить настоящую рыночную экономику. Важно при этом не забывать, что дело не сводится только к изданию хороших законов. Нужно претворить их в жизнь. А для этого необходима разработка механизма enforcement - механизма принуждения, в котором должны быть не только отрицательные, но и положительные стимулы для того, чтобы новые институты обрели плоть и кровь.
PDF Document
сохранить
[1.08 МБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Андрей Евгеньевич Шаститко
Общественные науки и современность. 2018.  № 4. С. 177–190. 
[Статья]
Иван Дмитриевич Котляров
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 69-87. 
[Статья]
Ronald G. Ehrenberg, Robert S. Smith
[Книга]