Эксоцман
на главную поиск contacts

Институциональные основы снижения качества товаров и услуг в условиях рыночной экономики (ответ И. В. Розмаинскому)

английская версия

Опубликовано на портале: 07-02-2015
Данная статья является развитием идей и в некоторых случаях полемикой с ранее опубликованным исследованием И. В. Розмаинского, поднявшим важную проблему снижения качества товаров и услуг в условиях «развития капитализма». Цель данной статьи - выявление институциональных основ динамики качества благ в рыночной экономике вообще и в современной институциональной среде российской экономики - в частности. Методология исследования: неоинституционализм. Гипотеза исследования: развитие современной рыночной экономики сопровождается изменением структуры свойств товара, улучшением одних качеств благ при ухудшении других. Динамика структуры качества благ объясняется как изменением поведения потребителя (распространением идеологии консьюмеризма, гламурного капитализма, предпочтением функциональности долговечности и пр.), так и развитием организационных рыночных структур (доминированием транснациональных корпораций и крупных торговых сетей). На качество влияют как общие закономерности конкуренции за потребителя в локальном и глобальном масштабах, так и особенности выбора доминирующих конкурентных стратегий в конкретной институциональной среде. Поддерживая идею И. В. Розмаинского о том, что накопление власти производителями с целью преодоления неопределенности является важным фактором снижения качества товаров и услуг, в статье рассматриваются некоторые причины роста неопределенности. Утверждается, что одной из них является увеличение в потребительской корзине доли доверительных и экспериментальных благ, а также приобретение инспекционными товарами некоторых свойств доверительных благ. Рост неопределенности способствует превращению ухудшающего отбора в некую общую закономерность рынков монополистической конкуренции. Проблема качества приобретает комплексный характер в сложных технических системах, где все элементы сильно взаимосвязаны, а внешние эффекты велики. В статье государственное регулирование качества рассматривается как несовершенная альтернатива рыночному регулированию, эффективность обоих зависит от институциональной среды и созданных институциональных механизмов обеспечения качества. Проанализирована эволюция трех институтов государственного регулирования качества в РФ: стандартизации, сертификации и защиты прав потребителя, - выявлены их современные противоречия развития. Сделаны выводы о том, что поддержание качества должно осуществляться через формирование иерархии взаимодополняющих друг друга институтов, где ключевую роль играют институты первого порядка, выступающие в качестве базы для прочих институциональных надстроек.
PDF Document
сохранить
[815 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Георгий Борисович Клейнер
[Книга]
Венера Нурулловна Хасанова, М.Ю. Шапкин
Экономические науки. 2010.  Т. 64. № 3. С. 176-179. 
[Статья]
П.В Наймушин, В.Н. Астальцев
TERRA ECONOMICUS. 2008.  Т. 6. № 4. С. 107-114. 
[Статья]
Вадим Валерьевич Радаев
Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 2. С. 2003. 
[Статья]
Виктор Павлович Макаренко
TERRA ECONOMICUS. 2009.  Т. 7. № 4. С. 130-153. 
[Статья]