Эксоцман
на главную поиск contacts

Проблема власти с точки зрения институционального подхода

английская версия

Опубликовано на портале: 14-10-2016
В статье обсуждаются различные основания, которые могут обуславливать власть одного агента над другими, в том числе статус, право распоряжения ресурсами, насилие, монополия, экономическая зависимость, сила личности. Приводятся примеры различных типов власти. Обосновываются их взаимосвязь и взаимопроникновение. Рассматриваются основные причины возникновения и стабилизации различных форм зависимости. Показывается, что распространенное представление о господстве в рыночной экономике власти-собственности основано на упрощенной объясняющей модели рыночного взаимодействия. Наибольшее внимание уделяется неявным формам власти, в том числе неявной монополии и добровольной экономической зависимости. Выделяются причины неявной монополии, ведущей, как и явная монополия, к субординации экономических агентов. Анализируются ситуации, когда экономические агенты оказываются в подчиненном положении, соблазнившись (власть-искушение) текущими выгодами сотрудничества (эффект мышеловки). Исследуется историческая ретроспектива оснований власти. Делается вывод о том, что для современной экономики характерны сочетание различных способов координации экономической деятельности и использование преимущественно гибридных форм власти. Отмечается, что новые виды основания власти не вытесняют старые виды, а сочетаются с ними, модифицируя действие и проявления традиционных факторов экономической зависимости. При этом основания такой зависимости становятся более закамуфлированными. Современные варианты добровольного объединения и координации деятельности формально независимых агентов: отношенческие контракты, сети, союзы и т.п. – не снимают проблему зависимости, а вместе с ней и проблему неравномерного распределения выгод и издержек, а делают ее более сложной и многоаспектной.
PDF Document
сохранить
[733 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Анатольевич Миголатьев
Социологические исследования. 2000.  № 2. С. 147-150. 
[Статья]
Игорь Анатольевич Голосенко
Новая и новейшая история. 1966.  № 4. С. 85-93. 
[Статья]
Лариса Семеновна Алексеева
Социологические исследования. 2003.  № 4. С. 78-85. 
[Статья]
Джон Хигли, Ян Пакульский
Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.  No. 1. P. 67-84. 
[Статья]
Александра Владимировна Лысова
Социологические исследования. 2006.  № 2. С. 94-103. 
[Статья]
Татьяна Юрьевна Богомолова, Светлана Геннадьевна Саблина
Рубеж (альманах социальных исследований). 1997.  № 10-11. С. 58-65. 
[Статья]
Венера Мазгановна Закирова
Социологические исследования. 2002.  № 12. С. 131-134. 
[Статья]