Эксоцман
на главную поиск contacts

Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности

английская версия

Опубликовано на портале: 14-10-2016
Тематический раздел:
Российское правительство в настоящее время проводит реформы системы высшего образования, активно внедряет в управление инструменты нового государственного менеджмента. Внедрение этих инструментов сопровождается превращением вузов в клиентоориентированные организации, а преподавателей – в обычных наемных работников. Происходит замещение стимулов, основанных на действующих неформальных нормах академических стандартов и репутационных механизмах контроля, на стимулы, задаваемые квазирыночными условиями, искусственно формируемыми государством и соответствующими им механизмами внешнего оценивания и контроля. Неизбежным результатом становится изменение используемых преподавателями практик «следования своим интересам», более широкое распространение его «сильной формы» – оппортунизма. Целью данной статьи является характеристика форм проявления оппортунистического поведения преподавателей вузов, формирующихся в результате изменения природы преподавательского контракта в условиях менеджериализации управления вузами. На основе анализа данных двух волн экспертного опроса по проблемам оценки последствий внедрения механизмов внешнего оценивания их деятельности и анкетного опроса преподавателей более 40 российских вузов разного статуса описаны основные формы проявления оппортунизма преподавателей и дана оценка степени их выраженности; выделены стратегии поведения преподавателей, которые представлены как сочетание разной степени выраженности используемых практик оппортунистического поведения; показано, как связаны между собой несоблюдение академических свобод и выбор преподавателями вузов данных стратегий поведения. Обосновано, что преподаватели российских вузов, в зависимости от накопленных запасов человеческого и социального капитала, а также от ресурсных возможностей отдельных вузов, выбирают разные стратегии следования своим интересам, различающиеся по уровню отлынивания в разных направлениях деятельности. Все это сопровождается ухудшением академической среды, ограничением академических свобод и снижением академических стандартов.
PDF Document
сохранить
[1.56 МБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Юджин Гудхарт
Вопросы образования. 2006.  № 4. С. 208-230. 
[Статья]
Александр Олегович Карпов
Общественные науки и современность. 2015.  № 5. С. 86-101. 
[Статья]
Ирина Максимовна Савельева
Общественные науки и современность. 2015.  № 1. С. 24-36. 
[Статья]
Александр Олегович Карпов
Общественные науки и современность. 2018.  № 5. С. 115–124. 
[Статья]
Татьяна Львовна Клячко, Владимир Александрович Мау
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 5-18. 
[Статья]
Эндрю Делбанко
Вопросы образования. 2005.  № 2. С. 328-338. 
[Статья]