Эксоцман
на главную поиск contacts

Адаптивное поведение и институты в организации учебного процесса

английская версия

Опубликовано на портале: 10-01-2017
TERRA ECONOMICUS. 2016.  Т. 14. № 4. С. 119-141. 
Институциональные изменения в сфере высшего образования происходят очень быстрыми темпами. Реформирование осуществляется в чрезвычайно сжатые сроки. Так как университеты становятся крупнее и дороже обходятся государству, административное давление нарастает,увеличивается и количество контрольных процедур и регулирующих механизмов. В то же время, атмосфера в высших учебных заведениях становится более напряженной, увеличивается неопределенность. По этой причине преподавателям и студентам, вовлеченным в образовательный процесс, приходится приспосабливаться к постоянно изменяющимся и усложняющимся правилам. Институциональная экономическая теория и методы качественного анализа послужили в качестве концептуальной основы исследования для выявления и объяснения механизмов адаптации в сфере высшего образования. В статье мы попытались идентифицировать модели адаптивного поведения акторов, вовлеченных в образовательный процесс, проанализировав глубинные интервью, проведенные в университетах Ростовской области. Результаты качественного анализа 50 интервью свидетельствуют о том, что реформы, осуществляющиеся в российском высшем образовании, зачастую воспринимаются как непродуманные и не комплементарные существующим правилам и ценностям, поскольку порядок проведения преобразований и ожидаемые результаты не обсуждаются с научным сообществом. Преподаватели стремятся минимизировать последствия новых порядков через послушание, слепо выполняя распоряжения руководства, и оппортунистическое поведение. Большая часть студентов тем временем склонна принимать изменения. В качестве необходимого условия развития сферы высшего образования предлагается обязательная организация публичных дискуссий с вовлечением в процессы реформирования самих представителей сообществ, образующих систему образования.
PDF Document
сохранить
[443 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Марина Викторовна Калинникова
Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 223-227. 
[Статья]
Сергей Валерьевич Голунов
Вопросы образования. 2010.  № 3. С. 243-257. 
[Статья]
Лариса Григорьевна Миляева, О.В. Борисова
TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 3. С. 122-133. 
[Статья]