Эксоцман
на главную поиск contacts

Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса

английская версия

Опубликовано на портале: 29-03-2017
В статье на данных общероссийских репрезентативных исследований ИС РАН 2014-2016 гг. проведен анализ особенностей потребления среднедоходных слоев в условиях кризиса. Показано, что хотя в современном российском обществе среднедоходные группы составляют сегодня большинство, они при этом не могут быть напрямую соотнесены со средним классом в его классовой трактовке. При этом среднедоходные слои неоднородны между собой по многим признакам, в том числе и особенностям потребления. Их стандарт жизни остается достаточно скромным, хотя и заметно превышает стандарт выживания, а новые экономические условия привели к широкому распространению среди них практик экономии – прежде всего, на потреблении, затем – на отдыхе. Экономия достаточно серьезно повлияла и на инвестиции в человеческий капитал – образование и медицинские услуги (в большей степени экономия этого типа свойственна представителям нижней среднедоходной группы, чем верхней). Хотя представители средних слоев достаточно активно используют платные медицинские услуги (и относительно реже – образовательные), причиной этого заметно чаще является отсутствие или недоступность бесплатных аналогов, нежели поиск услуг более высокого качества, т.е. это для них в определенной степени вынужденный выбор. Обновление товарного набора средних слоев в условиях кризиса проходит не так активно, но их стандартные наборы товаров длительного пользования за последние два года все же достаточно заметно расширились – прежде всего, за счет относительно сложной техники, которую они постепенно переводят из разряда инновационной в состав расширенного набора. В этом плане верхняя среднедоходная группа успешно выполняет функцию инновационного потребителя.
PDF Document
сохранить
[749 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2017.  № 3. С. 42–54. 
[Статья]
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2017.  № 3. С. 26–41. 
[Статья]
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2017.  № 2. С. 23–35. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2008.  № 1. С. 28-36. 
[Статья]
Е.Г. Балобанова
Общественные науки и современность. 2008.  № 1. С. 50-55. 
[Статья]
Виктор Фокич Бурлачук
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 179-186. 
[Статья]