Эксоцман
на главную поиск contacts

Высшее образование: репутационные эффекты, сигнальные искажения и благоприятный отбор

английская версия

Опубликовано на портале: 29-03-2017
Предпринята попытка обосновать гипотезу, что на рынке высшего образования при определенных условиях может возникать феномен благоприятного отбора: выбор талантливыми абитуриентами брендовых вузов позволяет последним автоматически наращивать положительную репутацию без улучшения качества учебного процесса. Посредством эконометрического моделирования и регрессионного анализа - на массиве данных опроса московских первокурсников - показано, что выпускники школ с высокими баллами за ЕГЭ, действительно, ориентируются на брендовые вузы и что при выборе университета престижный диплом имеет для абитуриентов даже большее значение, чем получение конкретной профессии. При этом абитуриенты не обладают полной информацией о качестве обучения в том или ином вузе. Представленный в статье анализ университетских рейтингов показывает, что они не способствуют полному преодолению данной информационной асимметрии, так как несут сигнальные искажения, связанные с методологией ранжирования. Рейтинги акцентируют внимание, прежде всего, на научной деятельности преподавателей, а не на учебном процессе и работе со студентами. Поэтому часто вузы выстраивают свою политику так, чтобы максимально соответствовать заявленным при ранжировании критериям, и для попадания на лидерскую позицию стремятся улучшать именно эти показатели, экономя усилия на других. В результате брендовые университеты могут выигрывать на фоне обычных вузов не за счет предоставления более качественных образовательных услуг, а за счет отбора лучших абитуриентов и мощного эффекта сообучения. Это позволяет получать на выходе отличных выпускников, поддерживая тем самым положительную репутацию вуза в глазах работодателей, и одновременно повышать стоимость бренда через продвижение в рейтингах.
PDF Document
сохранить
[1.67 МБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Маргарита Владимировна Курбатова, Сергей Николаевич Левин, Кирилл Сергеевич Саблин
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2020.  Т. 12. № 4. С. 94-111. 
[Статья]
Александр Петрович Катровский
[Диссертация]
П.И. Дзыгивский
Университетское управление. 2009.  № 6. С. 19-22. 
[Статья]
Елизавета Викторовна Сивак, Мария Марковна Юдкевич
Вопросы образования. 2009.  № 1. С. 170-187. 
[Статья]
Томаш Зарицкий
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2006.  № 2 (82). С. 47-61. 
[Статья]
Светлана Петровна Чернозуб
Общественные науки и современность. 2008.  № 6. С. 105-115. 
[Статья]