Эксоцман
на главную поиск contacts

Высшее образование: репутационные эффекты, сигнальные искажения и благоприятный отбор

английская версия

Опубликовано на портале: 29-03-2017
Предпринята попытка обосновать гипотезу, что на рынке высшего образования при определенных условиях может возникать феномен благоприятного отбора: выбор талантливыми абитуриентами брендовых вузов позволяет последним автоматически наращивать положительную репутацию без улучшения качества учебного процесса. Посредством эконометрического моделирования и регрессионного анализа - на массиве данных опроса московских первокурсников - показано, что выпускники школ с высокими баллами за ЕГЭ, действительно, ориентируются на брендовые вузы и что при выборе университета престижный диплом имеет для абитуриентов даже большее значение, чем получение конкретной профессии. При этом абитуриенты не обладают полной информацией о качестве обучения в том или ином вузе. Представленный в статье анализ университетских рейтингов показывает, что они не способствуют полному преодолению данной информационной асимметрии, так как несут сигнальные искажения, связанные с методологией ранжирования. Рейтинги акцентируют внимание, прежде всего, на научной деятельности преподавателей, а не на учебном процессе и работе со студентами. Поэтому часто вузы выстраивают свою политику так, чтобы максимально соответствовать заявленным при ранжировании критериям, и для попадания на лидерскую позицию стремятся улучшать именно эти показатели, экономя усилия на других. В результате брендовые университеты могут выигрывать на фоне обычных вузов не за счет предоставления более качественных образовательных услуг, а за счет отбора лучших абитуриентов и мощного эффекта сообучения. Это позволяет получать на выходе отличных выпускников, поддерживая тем самым положительную репутацию вуза в глазах работодателей, и одновременно повышать стоимость бренда через продвижение в рейтингах.
PDF Document
сохранить
[1.67 МБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Вячеслав Витальевич Вольчик, Елена Владимировна Фурса, Анна Александровна Оганесян, Дарья Дмитриевна Кривошеева-Медянцева
TERRA ECONOMICUS. 2016.  Т. 14. № 4. С. 119-141. 
[Статья]
Эльмара Нургалеевна Фаустова
Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 134-136. 
[Статья]
Александр Сергеевич Константинов
Социологические исследования. 2007.  № 12. С. 121-124. 
[Статья]
Жозеф Соломонович Тростановский, А.И. Эпштейн, С.М. Куделко
Социологические исследования. 1992.  № 2. С. 96-97. 
[Статья]
George A. Akerlof
THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994.  № 5. С. 91-104. 
[Статья]
Oliver E. Williamson
THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993.  № 3. С. 39-49. 
[Статья]