Российская Федерация и Китайская Народная Республика: общее и особенное в межбюджетных отношениях центральных и региональных властей
Опубликовано на портале: 08-07-2017
TERRA ECONOMICUS.
2017.
Т. 15.
№ 2.
С. 76-92.
Тематические разделы:
Статья посвящена сопоставлению правовых принципов и практики межбюджетных отношений между центральными и региональными властями в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике. Актуальность межстранового сравнительного анализа в этой сфере обусловлена тем огромным значением, которое межбюджетные отношения имеют в настоящее время в обеих странах. Одинаково сталкиваясь с необходимостью сглаживания межрегиональных различий, развития отстающих регионов без ущерба для регионов - локомотивов экономического роста, создания стимулов для региональных властей по развитию собственных доходных источников, Россия и Китай в настоящее время придерживаются разных подходов к решению этих задач. Между тем по многим показателям социально-экономического развития, по подушевым параметрам бюджетов российские и китайские регионы достаточно сходны. С учетом этого некоторые элементы китайской практики межбюджетных отношений и организации бюджетной системы в целом могут представлять интерес для Российской Федерации как примеры относительно передовой практики, эффективность которой подтверждается высокими темпами социально-экономического развития, демонстрируемыми Китайской Народной Республикой на протяжении многих лет. С оговоркой о наличии определенных конституционных ограничений, связанных с федеративным устройством российского государства, можно утверждать, что элементы китайской модели могут, как минимум, рассматриваться в качестве одной из возможных стратегических альтернатив при выборе направлений совершенствования или реформирования российской бюджетной системы. Централизация доходов при радикальной децентрализации расходов выступает, вероятно, наиболее интересной специфической чертой китайской бюджетной системы; она, как представляется, является возможным решением проблемы обеспечения заинтересованности субнациональных властей в региональном развитии при одновременном сохранении инструментов контроля над ними со стороны центральных властей.

сохранить
[343 КБ]
[343 КБ]
Ключевые слова
Китай межбюджетные отношения межбюджетные трансферты налогово-бюджетная система регионы Россия субнациональные финансы
См. также:
Экономическая наука современной России.
2002.
№ 1.
С. 51-63.
[Статья]
Экономическая наука современной России.
1999.
№ 1.
С. 29-38.
[Статья]
Экономические науки.
2010.
Т. 64.
№ 3.
С. 26-30.
[Статья]
Экономический журнал ВШЭ.
2000.
Т. 4.
№ 4.
С. 475-504.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2016.
№ 1.
С. 170-176.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2016.
№ 3.
С. 34-47.
[Статья]