Эксоцман
на главную поиск contacts

Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей

английская версия

Опубликовано на портале: 08-07-2017
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 122-138. 
Тематический раздел:
Реформы в сфере школьного образования предъявляют новые требования к профессии учителя. Быть учителем в России становится все менее престижно.В данной статье рассматриваются причины прекариатизации учителей. Формирование прекариата в сфере образования связано с претворением в жизнь идей нового менеджмента в общественном секторе (NPM). Менеджериализм в образовании рассматривает деятельность учителя как актора, предоставляющего образовательные услуги, качество которых можно и нужно измерять с помощью целевых показателей развития. Оборотной стороной акцента на показателях эффективности деятельности образовательной организации является разрушение социальных ценностей и институтов, традиционно присущих просветительской и воспитательной деятельности. Используя эмпирические данные (материалы анкетирования, а также глубинных интервью учителей Москвы и Ростова-на- Дону), в статье рассматриваются факторы прекариатизации. Российские учителя сталкиваются: с размыванием гарантий стабильной занятости; падением престижа профессии; ростом нагрузки без адекватного роста оплаты труда; увеличением бюрократизации и регламентации своей профессиональной деятельности. Учитель все больше тратит времени на работу, далекую от педагогической, тем самым не развивая и даже ухудшая свои педагогические компетенции. При выборе профессии учителя часто руководствуются нематериальными мотивами, поэтому они отмечают доминирующее влияние на их мотивацию ценностных факторов. Однако процессы прекариатизации в учительской среде в перспективе могут приводить к снижению профессионализма, качества преподавания и к дальнейшему размыванию профессиональной идентичности. При планировании и реализации реформ в сфере школьного образования необходимо учитывать эволю- ционно сложившиеся институты, социальные ценности.
PDF Document
сохранить
[380 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Евгений Всеволодович Балацкий
Общественные науки и современность. 2019.  № 5. С. 156-174. 
[Статья]
Светлана Калюгина, Александр Пьянов, В. Стриелковски
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2020.  Т. 12. № 1. С. 117-127. 
[Статья]
Людмила Владиславовна Клименко, О.Ю. Посухова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 2. С. 72-89. 
[Статья]
Людмила Владиславовна Клименко, О.Ю. Посухова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 137-153. 
[Статья]
Игорь Сергеевич Пыжев, Вадим Петрович Горячев
TERRA ECONOMICUS. 2018.  Т. 16. № 2. С. 99-113. 
[Статья]
Игорь Сергеевич Пыжев, Вадим Петрович Горячев
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 3. С. 85-101. 
[Статья]
Андрей Евгеньевич Шаститко, Анастасия Андреевна Комкова, Александр Александрович Курдин
Общественные науки и современность. 2016.  № 1. С. 47- 62. 
[Статья]