Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессиональная идентичность городских учителей в условиях модернизации института образования

английская версия

Опубликовано на портале: 11-07-2017
Тематические разделы:
В статье анализируются результаты эмпирического исследования учителей общеобразовательных школ городов Москвы и Ростова-на-Дону в 2017 г. Социологический опрос более полутора тысяч респондентов был направлен на анализ восприятия педагогами своего социального и экономического положения; изучение структуры социальной идентичности учителей; выявление характера трудовой мотивации и оценку степени прекариатизации труда российских педагогов. Результаты проведенного исследования показали: характер государственной социальной политики и уровень оплаты труда педагогов влияет на профессиональное самочувствие учительства. Педагоги провинциального города по сравнению со столичными учителями (в условиях значительной разницы в заработной плате) критичнее оценивают престижность своей профессии, более низко оценивают качество своей жизни и материальный достаток, острее ощущают рост трудовой нагрузки без значимого увеличения оплаты труда. В то же время заметно меньше московских учителей, которые довольны самой педагогической профессией. Они также озабочены рисками потери работы, сокращения зарплаты и роста нагрузки. Поэтому в структуре групповой идентичности педагогов московских и ростовских школ профессиональные мы-группы по степени значимости уступают примордиальным и абстрактно-символическим общностям. В то же время сравнительный анализ результатов опросов в разные годы позволяет говорить о сохранении высокого уровня корпоративной профессиональной идентичности российских педагогов, когда выраженной является лояльность своей школе и трудовому коллективу. В целом избыточная административная нагрузка на учительский корпус, высокие социальные запросы к результатам труда педагогов в условиях ухудшения экономической ситуации в стране создают риски для поддержания позитивной профессиональной идентичности учителей и снижают реформаторский потенциал школы.
PDF Document
сохранить
[2.30 МБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Марина Леонидовна Магидович
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. VII. № 3. С. 139-152. 
[Статья]
Максим Геннадьевич Руднев
Вопросы образования. 2008.  № 2. С. 217-239. 
[Статья]
Юлия Григорьевна Бюраева
Социологические исследования. 2011.  № 7. С. 58-64. 
[Статья]
О.Ю. Посухова, Артём Ильич Маскаев
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 92-105. 
[Статья]
Вячеслав Витальевич Вольчик, О.Ю. Посухова
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 122-138. 
[Статья]
Анна Михайловна Сосновская
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. VII. № 3. С. 116-138. 
[Статья]