Эксоцман
на главную поиск contacts

Влияние институциональных изменений на вертикальные взаимодействия в сфере торговли

английская версия

Опубликовано на портале: 11-01-2018
В 2009 г. впервые был принят Федеральный закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – № 381-ФЗ «О торговле»), призванный обеспечить защиту поставщиков. Необходимость подобных мер обусловлена, в частности, тем, что поставщики обладают существенно меньшей силой в торге по сравнению с крупными розничными сетями (причем слабость позиций во внутреннем торге объясняется сложностью переключения на альтернативных покупателей, т.е. позициями поставщика во внешнем торге (Дзагурова и Агамирова, 2014)). Непосредственно сам процесс принятия закона и дальнейшего его использования сопровождался обсуждениями среди экономистов, которые критически относились к возможным результатам применения № 381-ФЗ «О торговле» для бизнеса (Авдашева, 2012; Радаев, 2009, 2010, 2011a, 2011b, 2011c, 2012; Новиков, 2009). В 2016 г. в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» были внесены изменения. В данной статье проводится анализ регулятивного влияния этих изменений на участников вертикального взаимодействия. В частности, новый закон ограничивает премии, которые поставщики перечисляют в пользу сетей за продажу определенных объемов товаров и различные услуги, с 10 до 5%. Теперь в вознаграждение входят услуги по продвижению товара, логистика, услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров. Кроме того, были внесены изменения, предполагающие сокращение допустимой отсрочки платежа. Тем не менее прозрачность требований, предъявляемых к розничными сетям, в действительности оборачивается серьезными проблемами именно для мелких поставщиков, чьи права и должны были быть защищены в первую очередь. Поскольку взаимоотношения торговых сетей и поставщиков зачастую сопровождаются заключением вертикальных ограничивающих соглашений, то отсутствие в законодательных нормах их перечня или классификации, позволяющей учесть мотивы сторон взаимодействия, во многом является причиной применения запретительных мер со стороны регулятора.
PDF Document
сохранить
[401 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
George A. Akerlof
THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994.  № 5. С. 91-104. 
[Статья]
Г.М. Гришанов, Анна Викторовна Павлова, Д.А. Щелоков
Экономические науки. 2010.  Т. 66. № 5. С. 219-223. 
[Статья]
Наталья Борисовна Дзагурова, Мария Александровна Невидомская
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 3. С. 76-91. 
[Статья]
Андрей Евгеньевич Шаститко
Общественные науки и современность. 2012.  № 5. С. 41-53. 
[Статья]
[Статья глоссария]
Наталья Борисовна Дзагурова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 53-71. 
[Статья]
Мария Евгеньевна Агамирова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 40-52. 
[Статья]