Эксоцман
на главную поиск contacts

Влияние институциональных изменений на вертикальные взаимодействия в сфере торговли

английская версия

Опубликовано на портале: 11-01-2018
В 2009 г. впервые был принят Федеральный закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – № 381-ФЗ «О торговле»), призванный обеспечить защиту поставщиков. Необходимость подобных мер обусловлена, в частности, тем, что поставщики обладают существенно меньшей силой в торге по сравнению с крупными розничными сетями (причем слабость позиций во внутреннем торге объясняется сложностью переключения на альтернативных покупателей, т.е. позициями поставщика во внешнем торге (Дзагурова и Агамирова, 2014)). Непосредственно сам процесс принятия закона и дальнейшего его использования сопровождался обсуждениями среди экономистов, которые критически относились к возможным результатам применения № 381-ФЗ «О торговле» для бизнеса (Авдашева, 2012; Радаев, 2009, 2010, 2011a, 2011b, 2011c, 2012; Новиков, 2009). В 2016 г. в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» были внесены изменения. В данной статье проводится анализ регулятивного влияния этих изменений на участников вертикального взаимодействия. В частности, новый закон ограничивает премии, которые поставщики перечисляют в пользу сетей за продажу определенных объемов товаров и различные услуги, с 10 до 5%. Теперь в вознаграждение входят услуги по продвижению товара, логистика, услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров. Кроме того, были внесены изменения, предполагающие сокращение допустимой отсрочки платежа. Тем не менее прозрачность требований, предъявляемых к розничными сетям, в действительности оборачивается серьезными проблемами именно для мелких поставщиков, чьи права и должны были быть защищены в первую очередь. Поскольку взаимоотношения торговых сетей и поставщиков зачастую сопровождаются заключением вертикальных ограничивающих соглашений, то отсутствие в законодательных нормах их перечня или классификации, позволяющей учесть мотивы сторон взаимодействия, во многом является причиной применения запретительных мер со стороны регулятора.
PDF Document
сохранить
[401 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Наталья Борисовна Дзагурова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 53-71. 
[Статья]
Мария Евгеньевна Агамирова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 40-52. 
[Статья]
А. Лавров, Сергей Маратович Гуриев, И. Сейфульмулюков, С. Подковальников, Никита Иванович Суслов, Анатолий Николаевич Токарев, Сергей Александрович Афонцев, Н. Кононкова
[Книга]
Мария Марковна Юдкевич, Елена Анатольевна Подколзина, Анна Юрьевна Рябинина
[Книга]
Anat R. Admati, Paul Pfleiderer
Review of Financial Studies. 1989.  Vol. 2. No. 2. P. 189-223. 
[Статья]
Наталья Борисовна Дзагурова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 25-37. 
[Статья]