Эксоцман
на главную поиск contacts

Человеческий потенциал российских рабочих: ценности и установки

английская версия

Опубликовано на портале: 04-08-2018
Тематический раздел:
Эмпирической основой предпринятого в статье анализа послужили материалы проекта «Динамика социальной трансформации современной России в социально- экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах», проведенного в марте 2016 г. Институтом социологии РАН. На примере восприятия понятия «жизненный успех» автором анализируются некоторые особенности ценностей и установок разных профессиональных групп, прежде всего рабочих. Ценностные приоритеты рабочих рассматриваются при этом как компоненты их человеческого потенциала, которые интерпретируются в статье через расширительную трактовку человеческого капитала. Выделяются две модели «жизненного успеха» – базовая модель, детерминированная общепринятыми в обществе культурными нормами и ценностями, и индивидуализированная модель, которая формируется интересами и потребностями личности. В обоих случаях для рабочих характерен меньший акцент на ценностях, связанных с трудовой деятельностью, чем для других профессиональных групп. Это выражается как в меньшем количестве такого рода ценностей среди значимых для них, так и в общей размытости их ценностных ориентаций в этой области. При этом с точки зрения классических трудовых ценностей, влияющих на качество их человеческого капитала как совокупности знаний и навыков, специфика рабочих проявляется в основном в невнимания к «образованию» как самостоятельной ценности. Жизненный успех рабочие связывают не столько с получаемым образованием, сколько с практической деятельностью (ценность «работа»). Показано также, что не следует ожидать от рабочих самостоятельных, обусловленных внутренней потребностью к саморазвитию, действий по наращиванию своего человеческого капитала. Для этого потребуются специальные меры их стимулирования, причем для рабочих в возрасте до 40 лет при таком стимулировании акцент должен делаться на профессиональном росте и связанных с ним карьерных возможностях, а для рабочих старше 40 лет целесообразнее расширять использование традиционных для отечественной производственной культуры артельных форм организации труда. Кроме того, учитывая значимость для рабочих в целом ценности «финансовое благополучие», такое стимулирование должно опираться на ориентацию рабочих на максимизацию своего заработка, т.е. их квалификация должна гораздо жестче коррелировать с их заработной платой, чем это происходит в современном российском обществе.
PDF Document
сохранить
[477 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
А.Е. Кисова
Экономические науки. 2011.  № 1. С. 51-56. 
[Статья]
Исак Давидович Фрумин
Директор школы. 1996.  № 1. С. 3-11. 
[Статья]
Alan B. Krueger, Mikael Lindahl
NBER Working Paper Series. 2000. 
[Статья]
Bernard Grange
Директор школы. 1994.  № 5. С. 82-87. 
[Статья]
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2012.  № 2. С. 38-52. 
[Статья]