Эксоцман
на главную поиск contacts

Информационная функция экономических институтов: случай дарообмена

английская версия

Опубликовано на портале: 06-10-2018
В статье рассматривается связь между процессами создания и распространения информации в сообществе и действующими в нем экономическими институтами. Основной задачей статьи является анализ того, каким образом субъекты могут использовать экономические взаимодействия с другими людьми для распространения определенной информации о себе, какие типы информации возможно передавать таким образом, и как стремление к передаче информации сказывается на поведении экономических агентов. Для решения данной задачи проводится анализ института дарообмена, выделяются и подробно рассматриваются его мнемоническая и информационная функции. Роль дарообмена в создании и распространении знания как внутри сообщества, так и за его пределами впервые рассматривалась еще Малиновским, и в данной статье также приводится краткий обзор истории развития вопроса и современного состояния литературы по теме. Отдельное внимание уделяется теории «трансцендентных ценностей» по Вейнер, антропологической теории ценности Гребера, а также сравнению позиций классических антропологов, в частности – Мосса и Салинза, с гипотезами экономистов, обращавшихся к антропологической тематике, в особенности – Грегори. Во второй части статьи внимание смещается с анализа информационных функций архаического института дарообмена на реализацию данных функций в рамках современных институтов рыночной экономики. Подробно рассматривается информационная теория потребления Дуглас и Ишервуда, разбираются ее сходства и различия с теорией символического капитала по Бурдье. В заключительной части статьи приводятся полученные выводы о роли информационной и мнемонической функции в демаркации и повышении статуса в ходе института дарообмена и престижного потребления, а также связи между информационной функцией экономических институтов и репутационном механизмом, обеспечивающим контроль над выполнением работ в случае агентской проблемы. Как показано в заключении, полученные выводы могут быть применены при анализе феноменов демонстративного потребления и специфики шеринговой экономики.
PDF Document
сохранить
[431 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Никита Евгеньевич Покровский, D. Browning
Социологические исследования. 1994.  № 5. С. 34-41. 
[Статья]
Елена Алексеевна Бренделева
TERRA ECONOMICUS. 2006.  Т. 4. № 2. С. 42-47. 
[Статья]
Mark Granovetter
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 1. С. 76-89. 
[Статья]
Овсей Ирмович Шкаратан
Мир России. 2011.  Т. 20. № 4. С. 68-88. 
[Статья]
Рустем Махмутович Нуреев, Юрий Валерьевич Латов
Общественные науки и современность. 2006.  № 2. С. 118-129. 
[Статья]
Виктор Меерович Полтерович
Экономическая наука современной России. 2001.  № 3. С. 24-50. 
[Статья]