Эксоцман
на главную поиск contacts

Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах?

английская версия

Опубликовано на портале: 29-12-2018
TERRA ECONOMICUS. 2018.  Т. 16. № 4. С. 116-129. 
В России за последние годы резко снижается численность научных работников, аспирантов, уменьшается количество защитившихся по итогам обучения, растет средний возраст исследователей в российской науке. Новый формат аспирантуры, предполагающий необязательность защиты диссертации, отсутствие системных финансовых стимулов способствуют оттоку потенциальных молодых исследователей в коммерческие и государственные организации. Таким образом, тестируется непривлекательность академического рынка труда для выпускников аспирантур. В статье представлен комплексный обзор проблематики воспроизводства человеческого капитала в высшей школе. Эмпирическая база данного исследования основана на анализе мнений 176 экспертов из 20 ведущих университетов Юга России, а также на материалах широкого круга работ, в которых рассматривается поведение молодых ученых – выпускников аспирантур на академическом и неакадемическом рынках труда. Особое внимание уделяется мотивам поступления в аспирантуру, причинам принятия решений молодыми исследователями и преподавателями относительно своего профессионального и личностного развития. Исследование карьерных стратегий аспирантов рассматривается в контексте особенностей развития академической среды в региональных и федеральных университетах, а также факторов, влияющих на качество обучения по программам подготовки специалистов высшей квалификации. В статье развивается гипотеза о том, что академическая карьера формируется при условии воздействия определенных институциональных норм, обеспечивающих удержание и развитие молодых специалистов на внутреннем и внешнем академическом рынке труда. Такими нормами являются новые условия мотивации (гранты для поступающих в аспирантуру, дифференцированный подход к оплате труда, инфраструктура для научных проектов и др.), регулирование барьеров по вхождению в сферу научных исследований и преподавания в высшей школе, развитие институтов усиления взаимодействия с научным руководителем, информационных институтов поиска вакансий для выпускников аспирантуры, институтов профессиональной мобильности для молодых исследователей.
PDF Document
сохранить
[313 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Марина Владимировна Ларионова
Вестник международных организаций. 2006.  № 2. С. 15-25. 
[Статья]
Григорий Исаакович Ханин, Дмитрий Александрович Фомин
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2019.  Т. 11. № 1. С. 155-175. 
[Статья]
Владимир Алексеевич Зернов
Высшее образование в России. 2004.  № 9. С. 52-58. 
[Статья]
А. В. Балашов
Экономические науки. 2010.  Т. 66. № 5. С. 302-307. 
[Статья]
Татьяна Артуровна Барановская, Татьяна Ивановна Ласточкина, Анна Викторовна Захарова
[Книга]
Геннадий Николаевич Константинов, Сергей Ростиславович Филонович
Вопросы образования. 2007.  № 1. С. 49-62. 
[Статья]