Эксоцман
на главную поиск contacts

Дополняемость или взаимозаменяемость потребления и досуга в условиях равновесного разброса цен: от «теоремы лимонов» к теореме Коуза

английская версия

Опубликовано на портале: 18-04-2019
Жесткость классической дилеммы «работа – отдых» приводит к противоречивым оценкам замещения подоходного налога пошлиной на потребление. Анализ дополняемости/заменяемости досуга и потребления в рамках модели оптимального потребительского выбора в условиях равновесного разброса цен показывает, что взаимоотношения потребления и досуга складываются не непосредственно, а опосредованно, благодаря времени поиска, который в «обычной модели» поведения, описываемой функцией полезности Кобба – Дугласа, сокращает как время работы, так и время досуга. Арбитраж между затратами труда на покупку и трансакционными издержками как до покупки, так и после нее принимает форму склонности к поиску. Модель оптимального поиска раскрывает взаимоотношения потребления и досуга на примере «теоремы лимонов». В статье показывается, что в условиях равновесного разброса цен провала рынка в силу неопределенности качества автомобилей не происходит, поскольку данный рынок регулируется не ценой на автомашину, а равновесной ценой за один километр в такси как на ключевой атрибут спроса, которую готовы платить потребители с нулевыми трансакционными издержками. Вождение автомобиля его собственником приобретает черты домашнего хозяйства, которое в модели оптимального потребительского выбора рассматривается как постпродажный поиск низкой цены. Потребитель замещает время досуга временем вождения, которое снижает цену километра, приносит удовольствие и формирует эластичный спрос на километраж. Анализ спроса на километраж объясняет устойчивость спроса на хорошие машины тем, что у покупателя хорошей машины формируется более высокая готовность ухаживать за покупкой, поддерживающая спрос. Модель оптимального потребительского выбора дополняет теорию спроса данным новым понятием и показывает, что количественная разница между готовностью платить и продавать при равенстве нулю трансакционных издержек, предшествующих покупке, возникает не благодаря психологическому эффекту обладания, а экономической готовности потребителя нести затраты по уходу за покупкой. Переход права собственности сопровождается перераспределением издержек готовности заботиться о покупке между старыми и новыми владельцами в пользу наиболее эффективного использования актива. Издержки готовности ухаживать за покупкой принимают как денежную форму расходов, так и неденежную форму усилий и времени. Когда рынок предлагает услуги по поиску и заботе о купленной вещи, то перед покупателем встает традиционная дилемма «покупать или производить», но с поправкой на взаимозаменяемость досуга и поиска. До покупки потребители сокращают время поиска товаров первой необходимости в супермаркетах в пользу времени досуга, но сокращают время досуга в пользу приносящего удовольствие поиска престижных товаров в бутиках. После покупки потребители сокращают в пользу досуга время необходимого технического обслуживания объекта собственности, но сокращают досуг ради заботы о покупке, которая приносит удовольствие и интернализирует внешние побочные эффекты владения, что подтверждает теорему Коуза даже для случая положительных трансакционных издержек.
PDF Document
сохранить
[653 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ingar Mehus
International Review for the Sociology of Sport. 2005.  Vol. 40. No. 3. P. 321-333. 
[Статья]
Rodney B. Holcomb, John L. Park, Oral Capps
Journal of Food Distribution Research. 1995.  Vol. 26. No. 2. P. 1-8. 
[Статья]
Kristy Kuches, Ulrich C. Toensmeyer, Carl L. German, James R. Bacon
Journal of Food Distribution Research. 1999.  Vol. 30. No. 1. P. 124-133. 
[Статья]
James R. Matthews
Journal of Food Distribution Research. 2000.  Vol. 31. No. 1. P. 145-151. 
[Статья]
Александр Евгеньевич Суринов
[Книга]