Эксоцман
на главную поиск contacts

Динамика финансового и потребительского поведения россиян в 2003–2018 гг.

английская версия

Опубликовано на портале: 19-10-2019
Тематический раздел:
В статье показано, что влияющее на развитие ряда экономических институтов финансовое поведение россиян за последние 15 лет значительно изменилось. Резко сократилась доля приверженцев пассивного финансового поведения и значительно выросла доля пользующихся банковскими кредитами. В то же время рост числа имеющих сбережения был относительно небольшим. Продемонстрировано, что быстрому росту числа россиян с кредитной нагрузкой способствовала «всеядность» банков, которые выдавали кредиты независимо от реальной способности людей их вернуть, в отличие от социальных сетей, кредитующих обычно своих членов лишь при уверенности в возврате долга. Показано, что группы с разными стратегиями финансового поведения заметно различаются пропорциями в их составе представителей разных доходных слоев и другими особенностями (поселенческими, образовательными и т.д.). В ходе рассмотрения кредитно-сберегательного и потребительского поведения установлено, что развитие банковского кредитования шло в последние годы на фоне сокращения потребления всех видов платных услуг, целью которых было наращивание человеческого капитала. Прирост денежных доходов населения, как и заемные средства, россияне пускали в последние 15 лет в основном на покупку автомобилей и товаров длительного пользования. В итоге за эти годы произошла взрывная автомобилизация страны, а в быт россиян уверенно вошли компьютеры, мобильные телефоны, айфоны, айпады, кондиционеры и т.д. Кроме того, население страны активно улучшало свои жилищные условия, в результате чего обеспеченность россиян метражом жилья выросла на 5 кв. м на человека. Сделан вывод, что характерные для россиян приоритеты финансового поведения не способствуют прорыву в «экономику знаний», основанную на опережающем развитии четвертичного сектора экономики.
PDF Document
сохранить
[488 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
David M. Cutler, Martin S. Feldstein
[Учебная программа]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 2(90). С. 49-137. 
[Статья]
Иван Вадимович Розмаинский, Анна Алексеевна Ивлиева, Павел Сергеевич Ким, Антонина Эдуардовна Подгайская
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 4. С. 101-117. 
[Статья]
Марина Юрьевна Малкина, Дмитрий Юрьевич Рогачев
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2019.  Т. 11. № 3. С. 135-152. 
[Статья]
В.Я. Захаров
Социологические исследования. 1999.  № 12. С. 82-85. 
[Статья]
Владимир Леонов
Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 4. P. 132-146. 
[Статья]