Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов?
Опубликовано на портале: 03-01-2020
TERRA ECONOMICUS.
2019.
Т. 17.
№ 4.
С. 148-173.
Устойчиво низкие показатели защит аспирантами диссертаций в советах, снижение показателей результативности программ подготовки кадров высшей квалификации (рост числа отчислений), новый формат аспирантуры, предполагающий необязательность защиты диссертации, обусловили исследовательский интерес авторов к изучению выбора аспирантами карьерных стратегий, факторов, определивших и повлиявших на их формирование. Теоретической базой исследования выступают подходы российских и зарубежных ученых к проблеме воспроизводства человеческого капитала высшей школы. Эмпирическая база данного исследования основана на анализе мнений 1429 аспирантов из пяти федеральных университетов (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Северо-Кавказский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет). На основе социологического исследования был составлен портрет российского аспиранта, который включает ценностно-мотивационные основания карьерных траекторий, занятость, важность защиты диссертации, планы после окончания обучения, мотивы и стимулы, значимые в работе, перечень факторов удержания в сфере производства и передачи знаний. В данной статье с помощью кластерного анализа массива данных (мнений опрошенных аспирантов по признаку «мотивация при поступлении в аспирантуру») методом k-средних были получены и сравнены четыре кластера, в результате чего сформулированы следующие карьерные стратегии на академическом и неакадемическом рынке труда: стратегия «исследователя / исследователя-фрилансера», стратегия «преподавателя-инбрида», стратегия «неопределившихся», стратегия «карьериста-инбрида», каждая из которых имеет особенности. Однако существуют и общие черты, свойственные аспирантам, какой бы стратегии они ни придерживались: приоритетность мотива «первичной мотивации» – возможность проведения научных исследований, основные жизненные цели, мотивы в работе, а также важность финансовой составляющей.

сохранить
[510 КБ]
[510 КБ]
Ключевые слова
академический рынок труда воспроизводство человеческого капитала высшее образование карьерные стратегии аспирантов рынок труда выпускников вузов экономика знаний экономика образования
См. также:
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований).
2020.
Т. 12.
№ 4.
С. 94-111.
[Статья]
[Диссертация]
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии.
2006.
№ 2 (82).
С. 47-61.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2008.
№ 6.
С. 105-115.
[Статья]
Внешнеэкономические связи.
2004.
Т. 11.
№ 11.
С. 86-89.
[Статья]