К теоретической реконструкции дюркгеймовской трактовки морали
Опубликовано на портале: 03-01-2020
Общественные науки и современность.
2019.
№ 6.
С. 55-73.
Статья посвящена исследованию основных принципов теории морали, разработанной клас-сиком французской и мировой социологии Эмилем Дюркгеймом (1858–1917). Опираясь на текстыДюркгейма, автор стремится показать, что вопреки некоторым современным интерпретациямон не был ни антикантианцем, ни антиутилитаристом. Он постоянно критиковал и Канта,и утилитаризм, но находился под сильнейшим влиянием обеих теоретических позиций. Этовлияние было как “негативным” – в форме противостояния данным позициям, так и “позитив-ным” – в форме их воспроизведения, продолжения и развития. Дюркгейм не отвергал воззренияКанта и утилитаризма (особенно в его эвдемонистской версии), а опирался на них, стремясьосуществить их теоретический синтез. Средством осуществления этого синтеза выступал соци-ологический подход к морали, при котором общество выступает как сущность, объединяющаяв себе обязанность и благо, имманентное и трансцендентное начала в морали. Показана эволюцияпонимания Дюркгеймом элементов, или признаков, морали, а также связь морали с религиейи другими социальными институтами. Проанализирована дюркгеймовская идея существованияавтономного сакрального в морали, его несводимость к собственно религиозному сакральному;отсюда принципиальная возможность светской морали. Согласно Дюркгейму, мораль имеетфундаментальное социальное значение, она лежит в основе всех социальных институтов и со-циальных преобразований.
Ключевые слова
См. также:
Общественные науки и современность.
2011.
№ 4.
С. 141-144.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2016.
№ 5.
С. 163-176.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2018.
№ 1.
С. 43-58.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2015.
№ 4.
С. 65-82.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2016.
№ 2.
С. 73-81.
[Статья]
[Учебная программа]