Эксоцман
на главную поиск contacts

Пугающий дух и его медиумы (актуальна ли «протестантская этика» в XXI в.?)

английская версия

Опубликовано на портале: 26-04-2020
Тематический раздел:
Статья посвящена попытке ответа на вопрос: актуальна ли сейчас ассоциирующаяся с именем М. Вебера парадигма, в которой становление капитализма ставится в зависимость от какой-либо религиозной этики? В статье проводится различение между описываемым Вебером и Зомбартом «духом» капитализма и учениями религиозного или иного характера, которые являются идеологиями, «оправдывающими вовлеченность в капитализм». Такого рода идеологии описываются как посредники (медиумы) между вызывающим отторжение духом капитализма «в чистом виде» и предпринимателем или наемным работником. Показывается, что они отвечают объективной потребности раннего капитализма в поощрении систем ценностей, которые максимально оправдывают бесплатный труд для наемных трудящихся. Тем самым они пытаются снизить степень коммодификации труда путем изменения мотивации работников на относительно не «материалистическую». Такой системой ценностей в определенный исторический период оказался протестантизм, который во многом представлял собою реакцию на современную ему «революцию трудолюбия» и потребления. В статье обосновывается, что такую же роль медиума в настоящее время играют другие учения религиозного, этического и иного толка. Протестантизм был только лишь первым из них. Это самое существенное из выявленного М. Вебером в «Протестантской этике», что, сохраняет ее актуальность и сейчас – но ценой фактического отрицания уникальной роли конкретно протестантизма.
PDF Document
сохранить
[402 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
И.А. Папкова
Полития. 2010.  № 1. С. 111-117. 
[Статья]
Инна Вениаминовна Налетова
Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 130-136. 
[Статья]
Андрей Александрович Тесля
Общественные науки и современность. 2019.  № 3. С. 185-190. 
[Статья]
Фархад Назипович Ильясов
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 1(101). С. 192-195. 
[Статья]