Исключение и правило. Политэкономические аргументы Н.И. Зибера против маржинализма до его триумфа
Опубликовано на портале: 10-10-2020
TERRA ECONOMICUS.
2020.
Т. 18.
№ 3.
С. 108-124.
Тематический раздел:
В статье предлагается анализ критических аргументов, высказанных Н.И. Зибером в адрес концепции ценности, которая принимается экономистами субъективной школы. Эти критические аргументы Зибер высказал еще в своей диссертации, опубликованной в 1871 году. Однако они сохраняют свою силу и для маржинализма, принципы которого в основном продолжают линию субъективной школы (в числе авторов, которых цитирует Зибер, был и Леон Вальрас). В анализе позиции Зибера принята во внимание не только логика, но и риторика его аргументации, что позволяет выявить более широкий контекст, в рамках которого эта позиция сохраняет свой актуальный характер. Взгляды сторонников субъективной школы Зибер критикует с позиций классической школы. Последняя в роли основания для формирования ценности рассматривает среднее, типическое состояние хозяйственной жизни, в то время как первая базируется на рассмотрении изолированного, исключительного момента – т.е. момента, когда имеет место радикальное изменение параметров экономической деятельности. Для описания этого «исключительного момента» Зибер использует целый ряд метафорических образов, таких, например, как осадное положение, угроза жизни и здоровью, положение переселенцев и т.п. Использование Зибером этих образов позволяет нам сравнить его аргументы с рядом важнейших положений политических теоретиков XX столетия (К. Шмитт, В. Беньямин, М. Фуко, Дж. Агамбен), связанных с такими понятиями, как «суверенитет», «чрезвычайное положение», «голая жизнь». В результате точка зрения Зибера может быть рассмотрена как предвосхищение современной критики неолиберализма – идеологии, в рамках которой маржиналистское понимание экономики используется как важнейший ресурс для формирования биополитической парадигмы управления жизнью людей.

сохранить
[348 КБ]
[348 КБ]
Ключевые слова
классическая школа маржинализм марксизм Николай Зибер субъективная школа суверенитет ценность чрезвычайное положение
См. также:
Общественные науки и современность.
2019.
№ 6.
С. 174-186.
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Социологические исследования.
2000.
№ 3.
С. 90-93.
[Статья]
[Статья глоссария]
Общественные науки и современность.
2016.
№ 1.
С. 157-169.
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Общественные науки и современность.
1991.
№ 2.
С. 20-31.
[Статья]