@ARTICLE{18924917_2005, author = {Штомпка, П. and Романовский, Николай Валентинович}, keywords = {взаимосвязь теории и методологии, зарубежные социологические теории, объяснительная теория, Петр Штомпка, социологическое воображение, Ч.Р. Миллс}, title = {Формирование социологического воображения. Значение теории.}, journal = {Социологические исследования}, year = {2005}, month = {}, volume = {}, number = {10}, pages = {64-72}, url = {http://ecsocman.hse.ru/text/18924917/}, publisher = {}, language = {ru}, abstract = {В данной статье известный польский социолог П. Штомпка исследует особенности постановки социологического образования и пишет о необходимости качественных теоретических курсов, в ходе которых у будущих социологов должно формироваться социологическое воображение. Это понятие он заимствует у Ч. Р. Миллса из книги Sociological Imagination (N.Y., 1959), но придает ему более широкое значение особого навыка, вырабатываемого социологом. Данное качество Штомпка характеризует как «способность связывать все, что случается в обществе, со структурным, культурным и историческим контекстом, с индивидуальными и коллективными действиями членов социума, при понимании вытекающих отсюда разнообразия и различий социальных форм» (с.65). В статье рассмотрены разные способы и формы теоретизирования, получившие широкое распространенные в современной социологии, отмечена тенденция сближения теоретических исследований с анализом конкретных социальных проблем, выделено четыре типа теории: (а) объяснительная теория; (б) эвристическая теория; (в) аналитическая теория; (г) экзегетическая теория. В отношении каждой предложенной теории Штомпка считает необходимым ставить три вопроса: Теория для чего? Теория для кого? Теория чего? Сам он отдает предпочтение, а также рекомендует делать акцент в процессе преподавания студентам на первых двух типах, считая, что именно они наибольшим образом способствуют развитию социологического воображения и связывают теоретизирование с конкретным опытом. }, annote = {В данной статье известный польский социолог П. Штомпка исследует особенности постановки социологического образования и пишет о необходимости качественных теоретических курсов, в ходе которых у будущих социологов должно формироваться социологическое воображение. Это понятие он заимствует у Ч. Р. Миллса из книги Sociological Imagination (N.Y., 1959), но придает ему более широкое значение особого навыка, вырабатываемого социологом. Данное качество Штомпка характеризует как «способность связывать все, что случается в обществе, со структурным, культурным и историческим контекстом, с индивидуальными и коллективными действиями членов социума, при понимании вытекающих отсюда разнообразия и различий социальных форм» (с.65). В статье рассмотрены разные способы и формы теоретизирования, получившие широкое распространенные в современной социологии, отмечена тенденция сближения теоретических исследований с анализом конкретных социальных проблем, выделено четыре типа теории: (а) объяснительная теория; (б) эвристическая теория; (в) аналитическая теория; (г) экзегетическая теория. В отношении каждой предложенной теории Штомпка считает необходимым ставить три вопроса: Теория для чего? Теория для кого? Теория чего? Сам он отдает предпочтение, а также рекомендует делать акцент в процессе преподавания студентам на первых двух типах, считая, что именно они наибольшим образом способствуют развитию социологического воображения и связывают теоретизирование с конкретным опытом. } }