TY - JOUR TI - Практика разрешения конфликтов в государственных закупках: результаты эмпирического исследования T2 - Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований) IS - 1 KW - госзаказчики KW - государственные закупки KW - переговоры KW - поставщик KW - разрешение конфликтов AB - В работе на данных массового онлайн опроса представителей поставщиков, проведенного ИАПР НИУ ВШЭ в 2017 г., были проанализировали стратегии разрешения конфликтных ситуаций применительно к сфере госзакупок. Специфика данной сферы заключается в присутствии государства как доминирующей стороны контрактных отношений и вытекающих из этого различий в оценках шансов защитить свои интересы в суде и эффективности судебных механизмов урегулирования конфликтов. При этом в данной работе мы исходили из того, что поставщики различаются не только по применяемой ими практике урегулирования конфликтных ситуаций после заключения контракта, но и по типу поведения, определяющему выбор каждой стратегии. Результаты опроса показали, что большинство поставщиков предпочитают разрешать конфликты в госзакупках, используя внесудебный механизм переговоров с заказчиками, тогда как к судебному разбирательству прибегают только 31% респондентов. При этом 37% респондентов предпочитают исключительно внесудебный механизм переговоров с заказчиком и лишь 4% поставщиков прибегают только к судебному разбирательству. Около трети респондентов придерживаются "бесконфликтной" стратегии, а чуть меньшая доля поставщиков (27%) использует смешанную стратегию, включающую в себя оба способа разрешения конфликтов в госзакупках. В то же время реже обращаются в суд как формальную инстанцию и реже используют переговоры с заказчиком поставщики, которые активно участвуют в поставках по госзаказам и имеют устойчивые неформальные связи с заказчиками. В статье предлагается возможное объяснение выявленных закономерностей в поведении поставщиков. This paper, based on a large-scale online survey of suppliers conducted by the HSE IIMS in 2017, analyzed various conflict resolution strategies in public procurement. The specific feature of this sphere is the presence of the state as the dominant party in the contractual relationship and the resulting differences in assessing the chances of protecting one’s interests in court as well as the effectiveness of judicial conflict resolution mechanisms. At the same time, we proceeded from the fact that suppliers differ not only in their practice of resolving conflict situations after the conclusion of a contract but also in the type of behavior that determines the choice of each strategy. The survey results showed that the majority of suppliers prefer to resolve conflicts in public procurement using an out-of-court negotiation with customers, while only 31% of respondents resort to judicial proceedings. In addition, 37% of respondents prefer resolving public procurement conflicts exclusively by negotiations an only 4% use only the judicial system. Approximately one third of the respondents abide by the “conflict-free” strategy and a slightly lower number of suppliers (27%) use a hybrid strategy that includes both methods of conflict resolution in public procurement. At the same time, suppliers strongly involved in public procurement with stable informal relations with customers are less likely to go to court and less often use negotiations. The paper will provide possible explanation for the revealed patterns in the behavior of suppliers. AU - Родионова , Юлия Дмитриевна UR - http://ecsocman.hse.ru/text/50879276/ PY - 2020 SP - 160-176 M2 - 160 VL - 12 SN - N1 - LA - RU CY - PB - M3 - LB - VL - ER -