Эксоцман
на главную поиск contacts
  Университетское управление - практика и анализ

Программное обеспечение "СКБ Контур" для автоматизации бюджетной бухгалтерии

Опубликовано на портале: 29-05-2004
"СКБ Контур" - одно из ведущих предприятий Уральского региона, специализирующихся на разработке и внедрении программного обеспечения для автоматизации бухгалтерского учета и управления предприятием. За 10 лет своей деятельности (предприятие организовано в 1988 г.) "СКБ Контур" неоднократно являлось призером российских и международных конкурсов программ для бухгалтерского учета. В 1998 г. за выдающиеся достижения в области управления, качества, технических нововведений, обслуживания, уровня бизнеса и престижа на рынке Екатеринбурга и Свердловской области свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей совместно с Ассоциацией малого бизнеса наградили "СКБ Контур" дипломом "Лидер в бизнесе" в номинации "производство услуг". В настоящее время "СКБ Контур" - организационно и территориально развитая организация, имеющая в своем составе Центральный офис, Сервисный центр, Учебный центр, Салон-магазин, филиал в г. Челябинске, филиал в г. Перми, разветвленную сеть дилеров и официальных представителей в различных регионах России (от Москвы до Южно-Сахалинска) и Казахстана. Потребителями программного обеспечения "СКБ Контур" являются более 10 000 предприятий, из них более 1 500 - бюджетные.

С.В.Кузнецов,
ведущий специалист отдела маркетинга,
Е.С.Шур,
начальник отдела реализации СКБ "Контур"

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ "СКБ КОНТУР" ДЛЯ АВТОМТИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ БУХГАЛТЕРИИ

Краткая справка

"СКБ Контур" - одно из ведущих предприятий Уральского региона, специализирующихся на разработке и внедрении программного обеспечения для автоматизации бухгалтерского учета и управления предприятием. За 10 лет своей деятельности (предприятие организовано в 1988 году) "СКБ Контур" неоднократно являлось призером российских и международных конкурсов программ для бухгалтерского учета. В 1998 году за выдающиеся достижения в области управления, качества, технических нововведений, обслуживания, уровня бизнеса и престижа на рынке Екатеринбурга и Свердловской области Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей совместно с Ассоциацией малого бизнеса наградили "СКБ Контур" дипломом "Лидер в бизнесе" в номинации "производство услуг". В настоящее время "СКБ Контур" - организационно и территориально развитая организация, имеющая в своем составе Центральный офис, Сервисный центр, Учебный центр, Салон-магазин, филиал в г. Челябинске, филиал в г. Перми, разветвленную сеть дилеров и официальных представителей в различных регионах России (от Москвы до Южно-Сахалинска) и Казахстана. На сегодняшний день потребителями программного обеспечения "СКБ Контур" являются более 10 000 предприятий, из них более 1 500 - бюджетные.

Этапы развития программного обеспечения

Временем появления первых в Уральском регионе полноценных отечественных программных продуктов для автоматизации бухгалтерского учета можно определить 1989 год.

Первоначально на рынке появились программные продукты, предназначенные для решения задач хозрасчетной бухгалтерии. Функциональность этих программ ограничивалась лишь формированием оборотных ведомостей и баланса, исключая возможность ведения документооборота и отчетности.

Затем появились специализированные автоматизированные рабочие места (АРМы), предназначенные для решения узкого круга конкретных задач определенных участков бухгалтерского учета.

Именно на данном этапе в "СКБ Контур" началась разработка АРМов для бюджетных учреждений. Основная идея разработки состояла в том, что каждый пользователь (в нашем случае - бухгалтер) получал функционально развитый инструмент для автоматизации именно его участка работ и обладающий только ему необходимыми свойствами. При этом не до конца решалась проблема, заключающаяся в получении объединенных данных, необходимых для пользователей-руководителей (главный бухгалтер, начальник учреждения и т.п.) и позволяющих оценить финансовое состояние предприятия.

Поэтому следующим шагом стало объединение отдельных АРМов в Комплекс программ, позволяющий осуществлять формирование сводных отчетных форм на основании информации, передаваемой с отдельных рабочих мест. Передача данных осуществлялась с использованием дискет. Процесс передачи был довольно трудоемким и передавать можно было только незначительную часть информации, что объяснялось различиями в построении отдельных АРМов. Открытой оставалась проблема заведения и кодировки справочной информации.

Следующим логическим шагом (с точки зрения разработчиков) стало создание Системы комплексной автоматизации. При этом все специализированные АРМы были приведены в соответствие единому стандарту и объединены в одну программу, следствием чего, однако, явилось некоторое ограничение функциональных возможностей отдельных рабочих мест (невозможно поместить функции целого набора программ в одной программе).

Дальнейшее развитие привело к появлению Интегрированной системы, вобравшей в себя весь предыдущий опыт разработок: отдельные рабочие места и комплексные системы нашли свое применение в новой концепции.

На сегодня основным программным продуктом "СКБ Контур", предлагаемым для автоматизации бухгалтерского учета в бюджетных учреждений, является сетевая интегрированная система "Контур Бухгалтерия - Бюджет". Данная система появилась на рубеже 1994-95 гг. В настоящее время доработанный и усовершенствованный программный продукт установлен более чем в 250 учреждениях, из них 25% приходится на учреждения сферы образования (в том числе и вузы).

Принципы построения интегрированной системы

Интегрированная система представляет собой набор рабочих мест, локализованных по участкам бухгалтерского учета. Все АРМы созданы для работы в единой системе, и, следовательно, построены на единых принципах, используют один и тот же интерфейс и справочники.

Базы данных системы делятся на общие, к которым имеют доступ все или некоторые пользователи, и локальные, используемые только на конкретных рабочих местах. Права доступа к тем или иным данным устанавливаются администратором системы.

Оперативная работа конкретного пользователя не зависит от работы прочих пользователей. При этом, в случае необходимости, каждый пользователь может работать с общей информацией системы. Для каждого АРМа существует информация, необходимая только ему. Она делится на три части:

Рабочая. Например, картотека основных средств или реестр организаций - поставщиков, список расчетных счетов предприятия и т.д.

Справочная. Специализированные справочники, например, справочник паспортных данных сотрудников, справочник коэффициентов переоценки или начисления износа и т.д.

Настроечная (сервисная). Параметры печати отчетов, настройка связей с другими АРМами, формы специализированных отчетов и проч.

Интегрированная система устанавливается в локальной вычислительной сети таким образом, что на центральном компьютере, в качестве которого желательно иметь выделенный сервер, физически хранятся общие справочники (справочники организаций, банков, кодов экономической классификации и т.п.) и прочая общая информация. Здесь же происходит автоматическое формирование единой базы финансово-хозяйственных операций, отражающей деятельность учреждения в целом.

АРМы по ведению того или иного участка бухгалтерского учета устанавливаются на рабочих станциях, где хранятся локальные базы данных.

В системе имеется возможность контроля и координации (администрирования) работы всех пользователей с какой-либо одной рабочей станции. С этого же компьютера возможно проведение всех основных финансово-хозяйственных операций и построение отчетности по учреждению в целом.

Система предназначена для работы в условиях локальной компьютерной сети в режиме реального времени, хотя есть возможность обмена данными между удаленными рабочими местами.

Функциональные возможности программного продукта "Контур Бухгалтерия - Бюджет".

Функциональные возможности программы удовлетворяют требованиям по ведению практически всех участков бухгалтерского учета:

Банковские и кассовые операции. Обработка выписок банка и отчетов кассира, формирование и печать платежных поручений, платежных требований-поручений, кассовых ордеров, справок к чекам на получение наличных денег, формирование отчетности по банковским и кассовым операциям (в частности: мемориальные ордера, кассовая книга, ведомости аналитического учета средств и т.д.).

Расчеты с организациями, подотчетными лицами, по депонентам. Ведение реестров организаций и подотчетных лиц с указанием размеров текущей задолженности, расшифровка оборотов по конкретной организации (подотчетному лицу) в разрезе документов, проведение операций по расчетам и поставке ТМЦ (выполнению услуг), обработка платных услуг (выписка счетов-фактур, формирование книги продаж и отчетов, отражающих состояние расчетов и выполнения работ).

Основные средства, товарно-материальные ценности (ТМЦ). Картотеки основных средств и материальных ценностей, автоматическое проведение переоценки и начисление износа, проведение операций по движению, списанию и приходу, формирование отчетов о наличии и движении ТМЦ, формирование инвентаризационных описей и мемориальных ордеров.

Формирование "внутренней" и "внешней" отчетности

Открытость структуры рассматриваемой системы позволяет осуществлять связь со всеми программными продуктами "СКБ Контур" и других фирм-разработчиков.

Аналитический учет

Программа не является модернизацией хозрасчетных АРМов, а изначально построена как специализированный продукт для автоматизации бюджетной бухгалтерии, что обуславливает присутствие в ней аналитических регистров, полностью удовлетворяющих любого пользователя. Использование данных регистров позволяет проводить анализ деятельности учреждения в "разрезе"

  • Бухгалтерских счетов,
  • Источников финансирования,
  • Кодов экономической классификации,
  • Организаций (поставщики и заказчики),
  • Подразделений,
  • Материально-ответственных лиц,
  • Конкретных операций, или по всем признакам одновременно.
Нормативная информация

Присутствие в поставочном варианте программы заполненных справочников избавляет пользователя от необходимости ввода следующей нормативной информации:

  • План счетов для бюджетных учреждений,
  • Справочник кодов экономической классификации,
  • Справочник шифров износа основных средств,
  • Коэффициенты переоценки основных средств,
  • Справочник Центрального банка России "Банки Российской Федерации".
Отчетность

Система содержит полный набор бухгалтерской отчетности, формируемой автоматически на основании первичных документов, обработанных на рабочих местах:

  • Баланс исполнения сметы расходов,
  • Отчет об исполнении сметы расходов (форма N2),
  • Книга "Журнал - главная" (в двух вариантах),
  • Мемориальные ордера, журналы - ордера,
  • Фактические расходы,
  • Карточка аналитического учета финансирования,
  • Карточка аналитического учета кассовых расходов,
  • Карточка аналитического учета восстановленных сумм,
  • Карточка аналитического учета ассигнований подведомственных учреждений, и т.д.

Помимо этого в системе имеется механизм настройки оборотных ведомостей и мемориальных ордеров (журналов-ордеров) любого вида и сложности (до пяти уровней аналитики). Имеется возможность самостоятельной настройки пользователем и формирования отчетных форм произвольного вида.

Лояльность к ошибкам

В системе предусмотрена защита информации от сбоев в работе компьютера при помощи механизма автоматического сохранения данных и создания страховых копий.

Осуществляется проверка правильности вводимой информации посредством реализации в программе логических схем использования справочников и некоторых правил ввода данных, реализован механизм пересчета оборотов.

В любой момент времени пользователю (при условии, что ему даны такие права) обеспечен свободный доступ к информации за прошедшие (уже закрытые) отчетные периоды с возможностью корректировки данных в этих периодах и автоматическим пересчетом остатков.

Требования системы к компьютерной технике

Для нормального функционирования системы необходимо использование локальной вычислительной сети с выделенным сервером. В качестве сервера может выступать, как минимум, обычный компьютер с процессором Pentium, тактовой частотой 160 МГц, оперативной памятью 32 МБт и жестким диском емкостью 4 ГБт. В качестве программного обеспечения для работы сети может быть использована продукция фирм Novell или Microsoft.

Количество пользователей в сети не ограничивается, но рекомендуется использовать не более 20 станций.

Что касается компьютеров для рабочих станций, то это могут быть, как минимум, машины с процессором 486 серии, тактовой частотой 100 МГц, оперативной памятью 4-8 МБт и жестким диском емкостью 1 ГБт.

Развитие программного обеспечения

В настоящее время, как уже было отмечено, система "Контур Бухгалтерия - Бюджет" активно эксплуатируется во многих учреждениях. При этом организована обратная связь "СКБ Контур" с пользователями. Результаты данной связи в виде предложений и замечаний по работе программы накапливаются в специальной учетной базе данных, которая является основой для дальнейшей разработки и совершенствования системы.

Необходимость постоянной модернизации программного обеспечения связана со следующими причинами:

  • изменение законодательных актов,
  • появление новых инструментальных средств программирования,
  • совершенствование компьютерных технологий,
  • замечания и предложения пользователей,
  • обобщение опыта специалистов "СКБ Контур" по внедрению системы на предприятиях.

Аннотация

Данная статья представляет собой описание интегрированной системы автоматизации бюджетного бухгалтерского учета "Контур Бухгалтерия - Бюджет", разработанной "СКБ Контур".

Представлена краткая история развития программных продуктов (ПП) для бюджетных учреждений. Выделены следующие этапы разработки:

  • появление специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ), предназначенных для решения узкого круга конкретных задач определенных участков бухгалтерского учета,
  • объединение отдельных АРМов в Комплекс программ, позволяющий осуществлять формирование сводных отчетных форм на основании информации, передаваемой с отдельных рабочих мест,
  • создание Системы комплексной автоматизации; при этом все специализированные АРМы были приведены в соответствие единому стандарту и объединены в одну программу,
  • появление Интегрированной системы.

Отмечено, что функциональные возможности интегрированной системы удовлетворяют требованиям по ведению практически всех участков бухгалтерского учета: банковские и кассовые операции; расчеты с организациями, подотчетными лицами, по депонентам; основные средства; товарно-материальные ценности (ТМЦ), формирование "внутренней" и "внешней" отчетности.

Рассмотрены используемые в системе аналитические регистры, необходимые для ведения бухгалтерского учета, нормативные справочники, перечислены отчетные формы, формируемые данным ПП.

Описана архитектура построения данной интегрированной системы в локальной вычислительной сети. Система представляет собой набор рабочих мест, локализованных по участкам бухгалтерского учета. Все АРМы построены на единых принципах, используют один и тот же интерфейс и справочники. Базы данных системы делятся на общие, к которым имеют доступ все или некоторые пользователи, и локальные, используемые только на конкретных рабочих местах. Права доступа к тем или иным данным устанавливаются администратором системы.

Разработанное в "СКБ Контур" программное обеспечение, находится в постоянном развитии. Основой для модернизации ПП являются следующие причины:

  • изменение законодательных актов,
  • появление новых инструментальных средств программирования,
  • совершенствование компьютерных технологий,
  • замечания и предложения пользователей,
  • обобщение опыта специалистов "СКБ Контур" по внедрению системы на предприятиях.

Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N2(5)_1998/win/
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N2(5)_1998/win/12.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
[Статья глоссария]
Анатолий Борисович Вифлеемский, Ольга Владимировна Чиркина
[Книга]
[Интернет-ресурс]
Александр Анатольевич Иудин
[Учебная программа]
Reinhard Bergmann, John Ludbrook, Will P. J. M. Spooren
American Statistician. 2000.  Vol. 54. No. 1. P. 72-77. 
[Статья]