Эксоцман
на главную поиск contacts
  Университетское управление - практика и анализ

О признаках классического университета

Опубликовано на портале: 03-06-2004
Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 35-39. 
Тематический раздел:
Формируя список признаков классического университета, автор статьи отмечает, что, возможно, приведенные критерии несовершенны, требуют дополнений и уточнений, но набор признаков для отнесения вузов к виду классических университетов, безусловно, необходим.

В. П. Прокопьев,
Уральский государственный университет им. А. М. Горького

О ПРИЗНАКАХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В настоящее время в развитых странах университеты стали играть все возрастающую роль в жизни общества, уже целиком и полностью зависящего от научных открытий, просвещенности и профессионализма. Так, в США большинство исследователей, изучающих проблемы образования, считают современные университеты центрами развития постиндустриального общества. И действительно, на практике подчас обнаруживается, что сколько-нибудь серьезных изменений в обществе невозможно достичь без предварительных трансформаций в сфере образования. К тому же из истории известно, что определенным образом ориентированная школа, и прежде всего университет, вместе с церковью сыграли решающую роль в консолидации и становлении существующих сегодня наций и государств. Велика роль образования в формировании ценностей и идеалов, в изменении представлений о стандартах жизни и стереотипах мышления. Именно образование, и только оно одно, может подготовить человека к новым сложным видам деятельности, к восприятию новых ценностей и идей.

В нашей стране, как и во всем мире, университеты, ныне называемые классическими, в течение многих десятилетий играли особую роль. До второй половины 80-х годов в Советском Союзе их было около семидесяти, но с конца 80-х годов количество вузов, носящих наименование "университет", стало расти, появились технические университеты, а затем и профильные. В 1999 году в России из 591 государственного вуза 48% составляли университеты, из них 85 относились к виду классических университетов. В аналитическом отчете "Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в 1999 году", подготовленном Министерством образования Российской Федерации, дается определение и признаки университета: университет - это высшее учебное заведение, которое:

  • Реализует образовательные программы высшего профессионального и послевузовского образования по широкому спектру профилей (не менее трех) и/или по группам направлений и специальностей подготовки - как правило, не менее 15.
  • Осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников - реализует не менее 7 групп программ научных специальностей послевузовского профессионального образования. - Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук (как правило, не менее трех профилей и/или 7 групп научных специальностей).
  • Является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. В частности:
    • Доля профессорско-преподавательского состава (ППС) с учеными степенями и званиями - не менее 60%.
    • Доля в ППС докторов наук, профессоров- не менее 10%.
    • Доля финансирования научных исследований в расчете на единицу (ППС) - не менее 7,0 тысяч рублей, в том числе фундаментальных и прикладных исследований - не менее 4,8 тысяч рублей, и востребованность НИР (объем финансирования НИР из внешних источников на единицу ППС) - не менее 3,65 тысяч рублей.
    • Количество изданных монографий (в среднем за год) на 100 человек ППС с учеными степенями и званиями - не менее 2,0.
    • Количество изданных (в среднем за год) учебников и учебных пособий (с грифами) на 100 человек ППС с учеными степенями и званиями - не менее 1,3.

Эти признаки, очевидно, не позволяют выделить классические университеты из множества ныне существующих. Тем не менее классический университет - это все-таки вуз, обладающий определенными специфическими чертами. По мнению экспертной группы Евразийской ассоциации университетов1 важнейшими признаками этих вузов являются, в частности, такие, как высокий уровень подготовки специалистов, возможность получения студентами базовых знаний в различных областях науки при оптимальном сочетании естественно-научных и гуманитарных дисциплин, способность к формированию и распространению нравственных и культурных ценностей, преобладание в научной работе доли фундаментальных исследований. Эти черты университетского образования, эти качества их выпускников позволяют говорить об особой роли классических университетов. Действительно, в настоящее время решение важнейших технических и технологических проблем происходит, как правило, на стыке наук на основе глубоких фундаментальных исследований. Это относится к разработкам техники и технологии в гражданском секторе экономики, к созданию вооружений и военной техники новых поколений, к решению проблем обеспечения жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире. Решение подобных задач, очевидно, невозможно без специалистов с университетскими дипломами.

Значительную часть выпускников классических университетов составляют специалисты в области гуманитарных и социально-экономических наук. Именно эти науки отвечают в значительной степени за развитие культурной традиции нации, формируют представления людей о путях общественного развития, предлагают способы решения сложных социальных проблем. Когда представители социогуманитарных наук бывают не востребованы государством и обществом, место науки занимают интеллектуальные суррогаты - националистические идеологии, религиозный фанатизм и оккультизм. В нынешних условиях такая подмена особенно опасна. У каждого народа, страны, социальной группы свои представления о справедливости и способах достижения жизненно важных целей. Именно это несовпадение представлений - одна из главных, а может быть, и главная причина дезинтеграции, вражды и насилия, источник противоборства различных идеологий и общественных систем, национально-этнической нетерпимости и межнациональных конфликтов, противостояния религий и цивилизаций. Нужно преодолеть эти разрушительные тенденции. Преодолеть их можно двумя способами - подавить или понять и сгладить. Первый способ неприемлем. Второй предполагает у партнеров наличие терпимости и ума, сочувствия и доброжелательности и, конечно, знаний о менталитете как своего народа, так и других народов. Сформировать такие качества может только сфера образования, и в первую очередь - университетского. Образование должно стать мостом между прошлым и будущим, между прошлым, закрепленным в устойчивых ментальных ценностях, инерционных, противодействующих революционно-реформистским преобразованиям, и будущим, опирающимся на признание приоритета общечеловеческих ценностей, на признание управляемой эволюции как единственной формы модели устойчивого развития.

Классические университеты воздействуют на все процессы, протекающие в государстве и обществе, не только через своих выпускников, но и результатами своих фундаментальных научных исследований, являющихся основой для разнообразных прикладных и опытно-конструкторских разработок во всех областях социально-экономической сферы. В университетах по сравнению с другими типами вузов, как правило, работают более высококвалифицированные преподаватели, имеющие самый широкий спектр специальностей. Это дает возможность именно в первую очередь университетам открывать обучение по новым специальностям и направлениям, вводить новые специализации, создавать условия, позволяющие студентам получать вторую, дополнительную ("рыночную"), специализацию. Имея большое число ученых в области фундаментальных наук, классическим университетам легче начинать подготовку специалистов для наукоемких производств. Этому способствует и то, что именно классические университеты дальше других вузов продвинулись в реализации принципов интеграции высшего профессионального образования и фундаментальной науки.

Интеллектуальный потенциал классических университетов позволяет рассматривать их как полигон для отработки разнообразных изменений в содержании и технологии образования, особенно таких, как усиление фундаментальной подготовки, переход к реализации междисциплинарных знаний, активное использование в учебном процессе результатов и технологий научного поиска. Перейдя в числе первых на многоуровневую систему обучения, классические университеты могут оказать значительную помощь в освоении этой системы другим вузам, особенно по введению дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов. Таким образом, классические университеты могут играть роль региональных научно-методических центров.

Среди других характерных черт классических университетов можно отметить такие как широкомасштабная подготовка кадров через аспирантуру и докторантуру, выпуск магистров - специалистов совершенно нового для российской системы образования уровня, развитую систему переподготовки и повышения квалификации, тесные связи со школой. Все это свидетельствует, что именно классические университеты способны реализовывать идеи непрерывного образования, образования в течение всей жизни.

Отличительной чертой классических университетов является и то, что их выпускники работают во всех без исключения сферах: экономике, науке, образовании, управлении, культуре. Это дает сотрудникам университетов хорошую возможность понимать все проблемы подготовки специалистов для различных сфер деятельности, быть лидерами в реализации образовательной функции высшей школы. Необходимо также учитывать, что именно классические университеты призваны готовить преподавательские кадры для системы высшего образования, особенно в области гуманитарных, естественных и точных наук. Очевидно, что в классических университетах возможна реализация опережающей подготовки кадров для обеспечения приоритетных направлений развития отечественного образования, науки, техники и производства наукоемкой продукции на основе интеграции образовательного процесса с фундаментальными и прикладными научными исследованиями, т.е. вузы этого вида - достойные претенденты на статус федеральных исследовательских университетов. Таким образом, классические университеты, очевидно, должны быть выделены в особую группу вузов, и для этого должны быть сформулированы критерии, позволяющие отнести вуз к указанной группе.

В качестве таких критериев можно рассматривать критерии, предложенные классическими университетами Урала:

  1. Становление вуза как классического университета на протяжении не менее чем 20 лет.
  2. Доля образовательных программ, относящихся к естественно-научным и гуманитарно-социальным специальностям и направлениям, должна составлять не менее 60% от суммарного числа образовательных профессиональных программ, лицензированных в вузе.
  3. Доля образовательных программ по естественно-научным и математическим специальностям и направлениям должна быть не менее 25% в совокупности образовательных программ, лицензированных в вузе.
  4. Контингент студентов, обучающихся по образовательным программам естественно-научных и гуманитарно-социальных специальностей и направлений, должен составлять в вузе не менее 70% от контингента студентов, приведенного к очной форме обучения.
  5. Совокупность специальностей аспирантуры вуза по группам номенклатуры специальностей научных работников: 01.00.00 - физико-математические науки; 02.00.00 - химические науки; 03.00.00 - биологические науки, 04.00.00 - геолого-минералогические науки; 11.00.00 - географические науки; 14.00.00 - медицинские науки - должна составлять не менее 10% от числа аспирантских специальностей, указанных в лицензии вуза, при условии, что обучающийся по ним контингент составляет не менее 30% от контингента аспирантов вуза в целом.
  6. Совокупность специальностей аспирантуры вуза по группам номенклатуры специальностей научных работников: 07.00.00 - исторические науки; 08.00.00 - экономические науки; 09.00.00 - философские науки; 10.00.00- филологические науки; 12.00.00 - юридические науки; 17.00.00 - искусствоведение; 19.00.00 - психологические науки; 22.00.00 - социологические науки; 23.00.00 - политические науки; 24.00.00- культурология - должна составлять не менее 10% от числа аспирантских специальностей, указанных в лицензии вуза, при условии, что обучающийся по ним контингент составляет не менее 30% от контингента аспирантов вуза в целом.
  7. Число естественно-научных и гуманитарно-социальных специальностей в докторантуре вуза - не менее 5.
  8. Число естественно-научных и гуманитарно-социальных специальностей в советах по защитам докторских диссертаций - не менее 3.
  9. Число естественно-научных и гуманитарных специальностей в советах по защитам кандидатских диссертаций - не менее 10.
  10. Доля докторов наук по естественно-научным и гуманитарно-социальным специальностям- не менее 10% от общего контингента преподавателей.
  11. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями должна составлять не менее 50%.
  12. Общий фонд научной университетской библиотеки - не менее 1 млн.томов.

При расчете удельного веса докторов наук и преподавателей с учеными степенями и званиями (пункты 10,11) их доля рассчитывается как количество ставок, занятых преподавателями соответствующей категории, отнесенное к общему числу ставок профессорско-преподавательского состава вуза.

При определении соответствия вуза статусу классического университета он по своим показателям должен соответствовать не менее чем восьми из вышеназванных критериев при обязательном выполнении первых четырех.

Для того чтобы отнести вуз к виду классических университетов допустимо использовать также несколько иные признаки:

  1. Функционирование вуза в качестве классического университета не менее 20 лет.
  2. Совокупность характерных для классического университета образовательных программ (т.е. направлений и специальностей) должна включать не менее 15% от суммарного числа направлений и специальностей естественно-научного и математического профиля при условии, что обучающийся по ним контингент, приведенный к очной форме обучения, составляет не менее 30% от приведенного контингента вуза в целом*.
  3. Совокупность характерных для классического университета образовательных профессиональных программ (т.е. направлений и специальностей) должна включать не менее 15% от суммарного числа направлений и специальностей гуманитарного и социально-экономического профиля при условии, что обучающийся по ним контингент, приведенный к очной форме обучения, составляет не менее 30% от приведенного контингента вуза в целом**.
  4. Совокупность характерных для классического университета образовательных профессиональных программ должна составлять не менее 60% от суммарного числа образовательных профессиональных программ реализуемых вузом, при условии, что обучающийся по ним контингент, приведенный к очной форме обучения, составляет не менее 70% от приведенного контингента вуза в целом***.
  5. Совокупность специальностей аспирантуры вуза из числа указанных в его лицензии должна включать не менее 10% от состава групп 01.00.00 - физико-математические науки, 02.00.00- химические науки, 03.00.00 - биологические науки, 04.00.00 - геолого-минерологические науки, 11.00.00 - географические науки, 14.00.00 - медицинские науки номенклатуры специальностей научных работников при условии, что обучающийся по ним контингент составляет не менее 30% от контингента аспирантов вуза в целом****.
  6. Совокупность специальностей аспирантуры вуза из числа указанных в его лицензии должна включать не менее 10% от состава групп 07.00.00 - исторические науки, 08.00.00 - экономические науки, 09.00.00 - философские науки, 10.00.00 - филологические науки, 12.00.00- юридические науки, 17.00.00 - искусствоведение, 19.00.00 - психологические науки, 22.00.00 - социологические науки, 23.00.00 - политические науки, 24.00.00 - культурология номенклатуры специальностей научных работников при условии, что обучающийся по ним контингент составляет не менее 30% от контингента аспирантов вуза в целом.
  7. Совокупность характерных для классического университета специальностей аспирантуры вуза должна составлять не менее 80% от суммарного числа специальностей аспирантуры, имеющейся в вузе, при условии, что обучающийся по ним контингент составляет не менее 80% от контингента аспирантов вуза в целом.
  8. Совокупность направлений подготовки в докторантуре должна составлять не менее 10% от числа реализуемых в вузе специальностей аспирантуры, характерных для классического университета.
  9. Отношение объема фундаментальных исследований в области математики, информатики, естественных, гуманитарных и социально-экономических наук к общему объему научных исследований должно быть не менее 0,5.
  10. Объем фундаментальных исследований в области математики, информатики, естественных и гуманитарных и социально-экономических наук, приходящий на одну ставку профессорско-преподавательского состава, должен составлять не менее 5,0 тысяч рублей.
  11. Количество ставок, занятых профессорами, докторами наук, должно составлять не менее 12% от общего числа ставок профессорско-преподавательского состава.
  12. Отношение объема научных исследований в области математики, информатики, естественных, гуманитарных и социально-экономических наук, финансируемых из сторонних (относительно Минобразования России) источников, к общему объему научных исследований в указанной области должно быть не менее 0,5.

* Учитываются только студенты бюджетной формы обучения.Возврат

** Выбраны только те признаки классического университета, которые присущи именно этому виду вузов.Возврат

*** Требуются уточнения перечня специальностей и направлений, характерных для классического университета. Допустимо включение в этот перечень специальностей не только из групп естественно-научных и гуманитарно-социальных специальностей.Возврат

**** Во многих университетах, способных претендовать на определение классический университет, более полно представлены естественно-научные специальности, в других - гуманитарно-социальные специальности. Поэтому для характеристики набора специальностей предлагается три критерия (пункты 2, 3, 4), устанавливающих минимум по группам естественно-научных и гуманитарно-социальных специальностей и минимум по всему спектру специальностей, относимых к университетским. Те же критерии предлагаются и для характеристики набора специальностей в аспирантуре.Возврат

Возможно, приведенные критерии несовершенны, требуют дополнений и уточнений, но набор признаков для отнесения вузов к виду классических университетов, безусловно, необходим.

1. Концептуальные вопросы развития университетского образования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.Возврат

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Андрей Александрович Тесля
Общественные науки и современность. 2018.  № 5. С. 125–129. 
[Статья]
Сергей Ростиславович Филонович, Геннадий Николаевич Константинов
Вопросы образования. 2005.  № 2. С. 77-79. 
[Статья]
Алексей Константинович Клюев
Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 3. 
[Статья]
Анатолий Сергеевич Востриков, Ю. А. Афанасьев
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 46-49. 
[Статья]
Алексей Константинович Клюев
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 4. 
[Статья]
Ирина Анатольевна Огородникова
Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 99-103. 
[Статья]
Владимир Иванович Лобанов
Университетское управление. 2000.  № 3(14). С. 10-15. 
[Статья]