Эксоцман
на главную поиск contacts
  Университетское управление - практика и анализ

Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования

Опубликовано на портале: 30-09-2004
В статье рассматриваются следующие вопросы:
  • 1. Цели и структура университетских комплексов.
  • 2. Концепция распределенного университетского комплекса.
  • 3. Структура университетского комплекса ПетрГУ.
  • 4. Основные направления деятельности университетского комплекса ПетрГУ.
  • 5. Проблемы создания и функционирования университетских комплексов.
  • 6.Перспективы развития университетских комплексов.


В. Н. Васильев, А. В. Воронин,
Петрозаводский государственный университет

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время наблюдается повышение ответственности регионов за социально-экономическое развитие, повышение заинтересованности в укреплении интеллектуального потенциала на местах, развитии региональной системы непрерывного образования с целью подъема экономики, активизации инвестиционной и инновационной политики, подготовки высококвалифицированных кадров. Кроме того, отмена в России "силового" распределения выпускников и целевого приема студентов по заказу регионов приводит к невозвращению студентов в регионы после окончания центральных вузов, что еще более повышает заинтересованность регионов в развитии собственной системы подготовки и переподготовки специалистов.

Заметим, что развитие региональных систем образования не ведет к разрушению единого образовательного пространства в России, т.к. последнее формируется через государственные образовательные стандарты, единые требования к процессу обучения, объективные процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации, совместную работу Российского Союза ректоров и региональных советов ректоров вузов, центральные советы по защите диссертаций, совместные межвузовские научные программы и исследования, конференции и семинары и т.д.

Центральная роль в развитии системы непрерывного образования, кадровом и научном обеспечении социально-экономического развития региона принадлежит классическим университетам. Современные классические университеты во многих регионах представляют собой крупные университетские комплексы (УК), реализующие образовательные программы различных уровней и проводящие исследования по приоритетным направлениям науки, техники и социальной сферы. Одной из важных задач развития высшего профессионального образования в России в настоящее время является задача разработки принципов создания и нормативно-правового обеспечения функционирования университетских комплексов как центров образования, науки, культуры и здравоохранения в субъектах Российской Федерации. Другой важной задачей высшего образования России является задача интеграции в мировое образовательное пространство, укрепления международного партнерства и использования передового опыта зарубежных университетов с сохранением лучших российских традиций в области высшего образования.

Цели и структура университетских комплексов

Основными целями создания УК, указанными в проекте Типового положения, являются следующие:

  • Повышение качества образования.
  • Обеспечение адаптации образовательных учреждений и выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.
  • Вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов и специалистов.
  • Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов образовательных, научных, конструкторских, производственных, инновационных, социальных и других структурных подразделений, а также учреждений, организаций и предприятий, входящих в УК.
  • Создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, имеющих федеральный, региональный, межрегиональный и отраслевой уровень, активизация научных исследований и инновационной деятельности.
  • Повышение роли университетов в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества.

Развитие УК в различных регионах имеет свои особенности в зависимости от выбранной стратегии, имеющегося опыта, практики взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти, образовательными и научными учреждениями и т.п. В докладе министра образования Российской Федерации В.М.Филиппова "О ходе реализации федеральной программы развития образования в 2000 году" рассматриваются следующие базовые варианты создания университетских комплексов:

  • единый территориальный образовательный комплекс субъекта Российской Федерации;
  • вертикальная интеграция образовательных учреждений по профессиональной принадлежности (технические, педагогические, медицинские, сельскохозяйственные);
  • некоммерческое партнерство образовательных и научных структур различных форм собственности с сохранением статуса юридического лица;
  • консорциум учебных заведений с академическими и отраслевыми НИИ и базовыми (для технических вузов) предприятиями и организациями;
  • учебный округ однопрофильных учебных заведений, в котором профильный университет выполняет роль организационно-методического центра.

Организационно-правовой статус УК может быть оформлен в виде единого юридического лица, создания ассоциации (союза, округа) учреждений и организаций с правами юридического лица или без прав юридического лица.

На практике существующие УК, как правило, представляют собой некоторые смешанные комбинации вышеуказанных базовых вариантов.

Рассматривая структуру и деятельность университетских комплексов, взаимодействие подразделений, организаций и учреждений, входящих в УК или сотрудничающих с УК, можно выделить следующие группы внутренних и внешних структурных единиц:

  1. Подразделения, входящие в состав университета (университетского комплекса) как единого юридического лица.
  2. Организации, учредителем (соучредителем) которых является университет (университетский комплекс).
  3. Организации (учреждения, предприятия), с которыми университет (университетский комплекс) взаимодействует на основе долгосрочных двусторонних и многосторонних договоров.

Многообразие видов университетских комплексов связано с возможностью организации новых УК на базе существующих путем создания ассоциаций, союзов, консорциумов, округов и т.п.

Ниже на примере Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) рассматриваются вопросы создания и функционирования регионального университетского комплекса.

Концепция распределенного университетского комплекса

Республика Карелия (РК) входит в Северо-Европейский экономический регион России и имеет самую протяженную границу с Финляндией - единственной страной ЕС, граничащей с Россией. Республика Карелия является активным участником нескольких европейских региональных организаций, две из которых - Баренцево сотрудничество и Совет стран Балтийского моря. РК как часть Европейского Севера России является приоритетной территорией по развитию программы TACIS в Российской Федерации, через свою территорию обеспечивая перемещение знаний, технологий, товаров и услуг, капитала и рабочей силы с Запада на Восток и с Востока на Запад. Очевидно, что создание образовательно-инновационной и информационной инфраструктуры на Европейском Севере требует учета интересов, особенностей и специфики региона.

В 1996 г. ученый совет университета и Министерство общего и профессионального образования РФ утвердили Программу развития ПетрГУ на период до 2001 года, в которой были определены основные направления деятельности университета, в т. ч.:

  • Повышение качества подготовки специалистов за счет:
    • подготовки и отбора лучших абитуриентов;
    • активизации научно-исследовательской работы школьников, студентов и преподавателей;
    • использования инновационных методов и информационных технологий в обучении и научных исследованиях;
    • укрепления международного сотрудничества.
  • Создание региональной системы непрерывного образования, интеграция уровней образования.
  • Повышение доступности высшего образования в районах республики.
  • Участие в социально-экономическом развитии районов республики.

В качестве механизма достижения поставленных целей была разработана концепция "Распределенного университетского комплекса", включающего в себя:

  • Головной центр (ПетрГУ) в г.Петрозаводске.
  • Сеть образовательных центров ПетрГУ в городах и районных центрах РК и соседних областей (филиалы, учебные центры).
  • Сеть университетских лицеев, "базовых" школ, техникумов и колледжей в г.Петрозаводске, районах РК и Мурманской области.
  • Сеть регионального научного сотрудничества на Европейском Севере России (совместно с Карельским НЦ и Кольским НЦ РАН, Кольским филиалом ПетрГУ, Карельским государственным педагогическим университетом и другими вузами и научными организациями региона).
  • Сеть международного сотрудничества, реализуемая через консорциум российских и зарубежных вузов "Северо-Европейский открытый университет".
  • Информационно-телекоммуникационную сеть образования, науки, культуры и здравоохранения на Европейском Севере, обеспечивающую информационную поддержку функционирования Распределенного университета.

Реализация данной концепции потребовала внесения серьезных изменений в структуру управления, организацию деятельности коллектива и подразделений ПетрГУ, региональную политику университета, объединения усилий правительства Республики Карелия, Законодательного собрания РК, муниципальных органов власти, образовательных учреждений и всего педагогического сообщества в сфере профобразования.

В работе с органами власти ПетрГУ избрал стратегию взаимовыгодного партнерства и сотрудничества. За последние три года ПетрГУ провел цикл совместных научно-методических семинаров с правительством РК, Законодательным собранием РК, администрацией г.Петрозаводска, посвященных вопросам развития профессионального образования, разработки программ развития базовых отраслей экономики и социальной сферы, анализу макроэкономических проблем. Ученые ПетрГУ приняли участие в разработке Концепции социально-экономического развития РК, отраслевых программ, программ социально-экономического развития районов республики. Активное участие ПетрГУ в решении актуальных проблем РК и целенаправленная работа Совета ректоров вузов республики позволили выработать единые подходы в республике по вопросам развития высшего профессионального образования и роли правительства и Законодательного собрания РК в поддержке ПетрГУ как головного вуза республики.

Итоги работы ПетрГУ и других образовательных учреждений республики по созданию региональной системы непрерывного образования были подведены в 1999 г. на Международной конференции "Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации". В конце 1999 г. правительство РК утвердило новую "Программу развития ПетрГУ на период до 2005 г.", в которой определены стратегические направления развития университетского комплекса ПетрГУ.

Структура университетского комплекса ПетрГУ

Рассмотрим структуру университетского комплекса ПетрГУ и основных партнеров университета.

1. Образовательные, научные и организационно-методические подразделения ПетрГУ:

  • 16 факультетов, 73 кафедры (740 преподавателей, 1200 сотрудников).
  • 3 филиала в Республике Карелия и 1 филиал в Мурманской области.
  • Структурные подразделения:
    • Карельский региональный институт управления, экономики и права ПетрГУ при правительстве Республики Карелия;
    • Северный НИИ рыбного хозяйства;
    • НИИ историко-теоретических проблем зодчества;
    • Региональный центр новых информационных технологий;
    • издательство;
    • фундаментальная библиотека.
  • Региональные и общеуниверситетские центры:
    • Региональный центр Минобразования РФ по международному сотрудничеству на Европейском Севере России;
    • Региональный Центр дистанционного образования на Европейском Севере;
    • Карельский информационный центр Европейского союза;
    • Карельский информационный Баренц-Центр;
    • Образовательно-инновационный центр;
    • Центр Интернет;
    • Инновационно-технологический центр "Полярная звезда";
    • технопарк;
    • Отраслевой базовый региональный центр Минобразования РФ по обучению и проверке знаний по охране труда.
  • Учебно-научно-производственные подразделения факультетов:
    • Центр подготовки и переподготовки кадров лесного комплекса;
    • Центр математического моделирования и автоматизации производства;
    • Учебно-методический центр по подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров;
    • Центр политических и социальный исследований;
    • Учебно-методический комплекс САПР
    • Центр строительных технологий;
    • Эколого-правовой центр;
    • юридическая клиника;
    • биостанция;
    • ботанический сад;
    • научно-исследовательские лаборатории кафедр и факультетов.

2. Организации, в которых ПетрГУ является соучредителем:

  • университетский лицей в г. Петрозаводске (совместно с Министерством образования и по делам молодежи РК, Администрацией г.Петрозаводска).
  • университетские лицеи в районах Республики Карелия (совместно с администрациями местного самоуправления).
  • Координационный республиканский центр Всероссийской программы "Шаг в будущее" (совместно с Министерством образования РК, администрацией г. Петрозаводска, Университетским лицеем).
  • Карельский научный медицинский центр (совместно с правительством РК, Северо-Западным отделением Российской Академии медицинских наук, АО "Кондопога").
  • Северо-Европейский открытый университет (24 российских и зарубежных организации).
  • Ассоциация классических университетов России.
  • Баренцев виртуальный университет.
  • Совет ректоров вузов РК.

3. Органы власти, организации и предприятия, с которыми университет сотрудничает на основе долгосрочных договоров:

  • Правительство Республики Карелия.
  • Администрации местного самоуправления Республики Карелия.
  • Лицеи, гимназии и школы.
  • Профессиональные лицеи, техникумы и колледжи.
  • Российские университеты и научные организации.
  • Зарубежные университеты и организации.
  • Российские предприятия.
  • Петрозаводская Епархия.

Основные направления деятельности университетского комплекса ПетрГУ

Рассмотрим более подробно принципы создания и функционирования подразделений и структур университетского комплекса ПетрГУ.

ПетрГУ является крупнейшим вузом на Европейском Севере России, в котором на 13 факультетах обучается более 15 000 студентов и аспирантов. В ПетрГУ также действуют подготовительный факультет, факультет повышения квалификации и факультет постдипломного образования в области медицины, общее число слушателей в 2000 г. составило 4 800 человек, в т.ч. 2300 - из районов РК.

Одной из серьезнейших проблем социально-экономического развития районов в РК и Мурманской области является недостаток квалифицированных кадров. Во многих районах средний возраст специалистов с высшим профессиональным образованием приближается к пенсионному возрасту. Выпускники школ из районов, поступая в центральные, областные или республиканские вузы, как правило, не возвращаются в родные места, ослабляя и без того невысокий интеллектуальный потенциал своей территории. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в филиалах - единственный способ решения в настоящее время данной проблемы.

В четырех филиалах ПетрГУ (Республика Карелия - Приладожский, Костомукшский, Беломорский филиалы; Мурманская область - Кольский филиал, г. Апатиты) обучаются более 4000 студентов и аспирантов.

Кольский филиал ПетрГУ, созданный в 1994 г. при поддержке Кольского научного центра РАН, является одним из крупнейших филиалов в России, в котором обучается более 3000 студентов, в т.ч. более 1500 студентов - на бюджетной основе.

Продуманное территориальное размещение филиалов дает возможность обучаться в каждом из них студентам из нескольких соседних районов, что позволяет обеспечить подготовку специалистов из отдаленных от республиканского центра районов. Большое внимание в работе филиалов уделяется качеству обучения, участию в проведении учебного процесса ведущих преподавателей ПетрГУ, формированию собственных штатов ППС, развитию материально-технической базы (библиотечные фонды, компьютерные классы, лаборатории, подключение к Интернет и т.п.).

В 1994 г. ПетрГУ совместно с Минобразованием РК, администрацией местного самоуправления учредил университетский лицей на базе одной из школ г.Петрозаводска. В настоящее время университетский лицей является ведущим инновационным учреждением в РК, имеет статус федеральной экспериментальной площадки Минобразования РФ. Среди выпускников лицея - победители международных и всероссийских конкурсов и олимпиад. В 2000 г. выпускница Университетского лицея Н.Ефименко стала абсолютным победителем Всероссийской конференции Программы "Шаг в будущее", победила на международной олимпиаде и признана "лучшим молодым ученым Европы". Результаты работы университетского лицея регулярно заслушивается на заседаниях ученого совета ПетрГУ.

За последние годы в г. Петрозаводске при поддержке ПетрГУ созданы медико-биологическая и гуманитарная гимназии, ведется создание инженерно-технологического лицея.

На базе ПетрГУ действует Координационный центр по РК Программы научно-технического творчества школьников и молодежи "Шаг в будущее", который организует районные, городские и республиканские конференции и олимпиады.

Большое внимание уделяется в ПетрГУ повышению доступности высшего образования для школьников из районов республики. Каждый район закреплен за одним из факультетов университета, в Учебно-методическом управлении создан отдел по работе с филиалами и районами РК. Ежегодно проводится целевой прием 200 студентов из районов республики и сельской местности по направлению правительства Республики Карелия и местных органов власти на все специальности и направления, лицензированные в ПетрГУ. При поддержке Минобразования России в 1999 г. открыто подготовительное отделение для сельских школьников.

Сеть базовых школ, техникумов и колледжей на территории республики и Мурманской области насчитывает более 40 учреждений. Среди них - Коткозерский сельский социокультурный комплекс - федеральная экспериментальная площадка, университетская гимназия в г.Костомукше, сельскохозяйственный техникум в г.Сортавала. Большая работа проведена с техникумами, колледжами и профлицеями по созданию согласованных программ обучения. Выпускники автотранспортного, железнодорожного, лесотехнического, строительного, машиностроительного техникумов, техникума городского хозяйства, речного колледжа, профлицеев 12 и 16 могут продолжить обучение в ПетрГУ по программам с сокращенным сроком обучения.

В районах республики на базе одной из школ райцентра действуют университетские лицеи, в которых по программам выходного дня, заочной и дистанционной формам обучения ведется подготовка наиболее одаренных школьников из всех населенных пунктов района, в т.ч. из сельских школ. Занятия в районных университетских лицеях ведут преподаватели ПетрГУ и ведущие учителя районных школ.

ПетрГУ совестно с правительством республики, местными администрациями участвует в разработке программ социально-экономического развития сельских районов республики, с правительством РК заключен долгосрочный договор о целевом приеме в университет студентов из районов республики и сельской местности. В университете разработана и реализуется Программа сотрудничества с районами республики, заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве с администрациями местного самоуправления, в которых стороны принимают на себя следующие обязанности:

Университет:

  • разрабатывает программу подготовки старшеклассников к поступлению в вузы и обеспечивает выполнение учебного плана;
  • организует целевой прием выпускников района в ПетрГУ и на подготовительное отделение;
  • совместно с администрацией разрабатывает программу создания Университетского лицея и обеспечивает его работу;
  • способствует развитию научно-исследовательской работы школьников;
  • предоставляет возможность ознакомления школьников района с работой факультетов, Интернет-центра, библиотеки и других подразделений ПетрГУ;
  • проводит по заявкам администрации повышение квалификации и переподготовку руководителей и учителей школ района в области информационных технологий, менеджмента и основ законодательства в образовании, инновационной и проектной деятельности;
  • организует по заявкам администрации проведение повышения квалификации и переподготовки для специалистов предприятий, учреждений и организаций района;
  • оказывает помощь в проведении тематических семинаров, круглых столов, конференций для руководителей и специалистов организаций и предприятий;
  • оказывает содействие в подготовке проектов в российские и международные фонды и программы;
  • обеспечивает доступ учреждений социальной сферы к Интернет-ресурсам ПетрГУ, курсам дистанционного обучения;
  • организует проведение телетестинга для выпускников школ;
  • направляет по заявкам администрации студентов для прохождения педагогических и производственных практик в учреждениях, организациях и предприятиях района;
  • организует по заявкам администрации, организаций и предприятий выполнение научно-исследовательских, проектных, хоздоговорных, краеведческих и консультационных работ, в т.ч. с участием аспирантов и студентов ПетрГУ из района;
  • организует шефство научной библиотеки ПетрГУ над библиотеками района, проводит семинары для библиотечных работников, организует по заявкам ЦРБ выездные выставки-просмотры литературы, предоставляет информацию о новых изданиях ПетрГУ;
  • обеспечивает администрацию, школы, библиотеки и другие учреждения социальной сферы газетой "Петрозаводский университет", информацией о мероприятиях, проводимых в ПетрГУ;
  • организует регулярное проведение Дней ПетрГУ в районе и Дней района в ПетрГУ;
  • организует по заявкам администрации обучение специалистов в Учебном центре по охране труда и технике безопасности;
  • оказывает консультативную помощь учителям по преподаванию курсов мировой художественной культуры и культуры Карелии, хоровым и фольклорным коллективам, руководителям кружков прикладного искусства и творчества, руководителям спортивных коллективов;
  • организует по заявкам администрации выезды творческих и спортивных коллективов ПетрГУ.

Администрация местного самоуправления:

  • отбирает и направляет выпускников школ для участия в конкурсе на целевые места в ПетрГУ и на подготовительное отделение;
  • содействует организации подготовки старшеклассников к поступлению в вузы и развитию научно-исследовательской работы школьников района.
  • оказывает необходимую помощь в организации педагогических и производственных практик студентов из района на предприятиях и в организациях района, в трудоустройстве выпускников;
  • информирует ПетрГУ о проведении ярмарок профессий для выпускников школ, наличии вакансий в организациях и на предприятиях;
  • ежегодно устанавливает 5 премий главы местного самоуправления в размере 2000 рублей каждая для награждения лучших студентов из района;
  • направляет в ПетрГУ заявки на проведение:
    • педагогических и производственных практик,
    • учебы по повышению квалификации и переподготовке специалистов,
    • конференций, семинаров и других мероприятий,
    • научно-исследовательских, проектных, хоздоговорных и консультационных работ,
    • концертов творческих коллективов, спортивных соревнований;
  • по запросам ПетрГУ предоставляет необходимую информацию и статистические данные о социально-экономическом развитии района;
  • назначает ответственного исполнителя, координирующего работу по выполнению настоящего договора.

Отметим, что широкое обсуждение и заключение договоров с администрациями местного самоуправления позволили перейти от заключения локальных договоров о сотрудничестве с отдельными учреждениями образования, культуры и здравоохранения в районе к комплексным договорам о взаимовыгодном сотрудничестве по поддержке социально-экономического развития каждой территории республики. Данное обстоятельство позволяет лучше координировать работу в рамках целой территории, повысить эффективность сотрудничества и сократить объем необходимых для этого ресурсов.

С целью улучшения воспитательно-просветительской работы со студентами в 1999 г. заключено соглашение о сотрудничестве между ПетрГУ, Министерством образования и по делам молодежи РК и епархией.

Создание распределенного университетского комплекса ПетрГУ потребовало дальнейшего развития региональной информационной сети образования, науки, культуры и здравоохранения на Европейском Севере.

В настоящее время к узлу телекоммуникаций ПетрГУ подключены филиалы университета, Карельский научный центр РАН, Педагогический университет, Национальная библиотека РК, медицинский компьютерный центр, более 40 школ г. Петрозаводска и районов республики, в т.ч. и сельские школы, Министерство образования РК, колледжи и техникумы и другие учреждения образования, науки и культуры. Информационное наполнение сети обеспечивает интеграцию научно-образовательных ресурсов республики и их эффективное использование на всех уровнях образования. Использование дистанционных курсов обучения, проведение видеоконференций, использование электронной почты и других Интернет-ресурсов стали обычной практикой организации учебного процесса в структурах университетского комплекса ПетрГУ и образовательных учреждениях РК. В рамках президентской программы компьютеризации сельских школ ПетрГУ проводит обучение учителей информатики из районов республики.

Одной из важнейших задач УК является задача повышения эффективности научных исследований, развития фундаментальной и прикладной науки, активизации инновационной деятельности и использования результатов научной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы региона.

В рамках федеральной программы "Интеграция вузовской и академической науки" ведутся совместные исследования с Карельским научным центром (КНЦ) РАН, созданы филиалы кафедр ПетрГУ в КНЦ РАН, проводятся совместные конференции, олимпиады и научные школы. В рамках заключенных договоров ПетрГУ выполняет совместные исследования с ведущими университетами и институтами РАН.

С целью развития прикладных исследований в области рыбоводства в 1994 г. в состав ПетрГУ был включен Северный НИИ рыбного хозяйства (СевНИИРХ). В настоящее время СевНИИРХ является одним из ведущих отраслевых институтов, который одновременно с фундаментальными и прикладными исследованиями участвует в подготовке студентов и аспирантов эколого-биологического факультета ПетрГУ. В настоящее время ведется работа по включению в состав ПетрГУ еще одного отраслевого института - Карельского НИИ лесной промышленности.

В 2000 г. ПетрГУ совместно с правительством РК, Северо-западным отделением Российской академии медицинских наук и АО "Кондопога" создали Карельский научный медицинский центр (КНМЦ), основной задачей которого является задача разработки и внедрения в практическую деятельность учреждений здравоохранения передовых методов и технологий в области медицины. В составе КНМЦ под патронажем Северо-Западного отделения РАМН работают ведущие преподаватели медицинского факультета и практические специалисты.

Развивается инновационный комплекс ПетрГУ, в рамках которого созданы Инновационно-технологический центр "Полярная звезда" и технопарк. В настоящее время инновационными подразделениями выполняются работы на крупнейших предприятиях Северо-Запада России, выполняются международные проекты, ведется подготовка менеджеров по инновационной деятельности.

В области международного сотрудничества в качестве основных направлений были выбраны следующие:

1. Информационная поддержка деятельности научно-образовательных, общественных, коммерческих и других организаций по поиску зарубежных партнеров, подготовке совместных образовательных программ и научных проектов.

2. Организация инновационной деятельности по внедрению в регионе лучших мировых образцов технологий и техники и дальнейшего распространения опыта на другие российские территории.

3. Создание инфраструктуры международного сотрудничества как составного элемента реализации идеи создания на территории РК "форума" или "места встреч" для сторон, заинтересованных в развитии сотрудничества на Европейском Севере.

С этой целью в ПетрГУ были созданы Региональный центр Минобразования РФ по международному сотрудничеству на Европейском Севере России, Карельский информационный центр Европейского союза, Карельский информационный Баренц-Центр, Карельское отделение информационного бюро Совета министров северных стран. Деятельность вышеуказанных подразделений позволила резко увеличить обменные программы (более 400 студентов и преподавателей в год) с зарубежными университетами, активизировать участие ученых ПетрГУ в различных международных проектах и программах. В настоящее время ПетрГУ имеет договоры о сотрудничестве более чем с 40 зарубежными университетами.

К числу наиболее значимых международных проектов, реализованных в ПетрГУ за последние годы следует отнести:

  • Проект ТАСИС в области бизнес-образования;
  • Проект "Тайга-модельный лес" (Программа охраны окружающей среды ООН, Правительство Финляндии);
  • Темпус-проект "Совершенствование преподавания политологии";
  • Темпус-Тасис проект "Экология и экономика в лесном образование";
  • Проекты "Общественное управление", "Создание юридической клиники" (совместно с университетами штата Вермонт, США);
  • Проект в области дистанционного образования (совместно с Калифорнийским университетом);
  • Проект по развитию образования в области филологии (совместно с Лондонским университетом);
  • Проект "Создание Центра Интернет" (Институт "Открытое Общество");
  • Программы Мегапроекта "Образование" Института "Открытое общество" (ресурсные кафедры);
  • Проект "Адаптация норвежского опыта выращивания радужной форели в садках на Белом море" (МИД Норвегии, ряд норвежских фирм);
  • Проект "Модернизация животноводства на Европейском Севере России на основе скандинавских технологий" (Министерство сельского хозяйства Норвегии);
  • Проект "Телемедицина в кардиологии" (в рамках программы Баренцева сотрудничества);
  • Проект "Развитие экологического образования РК" по Программе BEENET;
  • Проект "Молодежь в меняющейся Карелии";
  • Проект "Создание Северо-Европейского открытого университета".

Отдельно остановимся на последнем проекте. Проект создания Северо-Европейского открытого университета (далее СЕОУ) разработан ПетрГУ с целью кадрового и научно-инновационного обеспечения интеграции российских северных территорий в единое экономическое и социальное пространство на севере Европы. Проект создания СЕОУ прошел конкурсный отбор по программе "Инновации в высшей школе" и получил финансирование от Мирового банка реконструкции и развития в размере 300 тысяч долларов США.

Создание СЕОУ в качестве открытого университета призвано содействовать решению ряда актуальных задач развития образовательной системы на Европейском Севере России, среди которых необходимо выделить следующие:

  • Совместная подготовка специалистов и проведение научных исследований.
  • Содействие открытому доступу к знаниям (в первую очередь жителям отдаленных малочисленных районов региона) с использованием дистанционных технологий.
  • Организация открытого обмена знаниями в области гуманитарных, социальных, экономических, политологических дисциплин между российскими и зарубежными образовательными учреждениями.
  • Содействие открытому обмену опытом по внедрению современных технологий в образовательную и научную сферы.
  • Создание и организация доступа к открытым информационным ресурсам по международному и трансграничному региональному сотрудничеству.
  • Стимулирование открытого партнерства для граждан и организаций, заинтересованных в развитии сотрудничества на Европейском Севере.

Декларацию о создании СЕОУ подписали 24 российских и зарубежных организации, в т.ч. правительство РК, Государственный университет управления, СПбГИТМО, Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций, Новгородский, Тверской и Удмуртский государственные университеты, Институт всеобщей истории РАН, Карельский научный центр РАН, Институт "Открытое общество", Баренцев секретариат, университеты Йоэнсуу, Лапландии, Тампере и Турку, Александровский институт, АО "Метсо-Автоматизация" (Финляндия), Умео (Швеция), Институт судебной медицины университета Осло, Норвежская группа энергоэффективности Акваплан-нива (Норвегия), Нильс-Брокский международный колледж бизнеса (Дания), консорциум университетов Парижа, Страссбурга и Гамбурга, Вермонтская школа права, Калифорнийский государственный политехнический университет (Помона, США).

В рамках Северо-Европейского университета совместно с зарубежными партнерами создаются международные научно-образовательные центры - МНОЦ:

  • по истории и культуре Европейского Севера;
  • по проблемам леса;
  • математического моделирования и компьютерных технологий;
  • общей практической (семейной) медицины;
  • "Чистая вода. Передовые технологии";
  • прибалтийско-финской филологии и культуры;
  • по проблемам северного сельского хозяйства;
  • подготовки и переподготовки кадров по управлению качеством;
  • изучения мировой цивилизации;
  • экологии;
  • дистанционного обучения в области экономических дисциплин;
  • юридический инновационный центр;
  • кафедра виртуального изобретательства и другие.

Завершая данный раздел и рассматривая сложившуюся структуру, итоги деятельности УК ПетрГУ, можно с уверенностью сказать, что в Республике Карелия на базе Петрозаводского государственного университета создан распределенный региональный университетский комплекс.

Проблемы создания и функционирования университетских комплексов

К числу наиболее серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться в ходе создания и деятельности регионального университетского комплекса, относятся следующие.

Недостаточное нормативно-правовое обеспечение функционирования УК. Нормативно-правовое обеспечение деятельности УК пока существует в основном в виде проектов различных Положений, которые требуют серьезного обсуждения педагогической общественностью. Очень своевременным является Постановление Правительства РФ N 676 от 17.09.2001г. о внесении в Типовое положение об образовательном учреждении ВПО раздела о порядке создания и финансирования университетских комплексов.

Требуют уточнения варианты создания УК, понятийный аппарат и терминология, следует разработать критерии отнесения различных университетов к тому или иному типу УК.

Организационные и кадровые проблемы. В России со времен СССР сохранилась отраслевая принадлежность ряда образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Например, в Республике Карелия из 16 образовательных учреждений среднего профессионального образования только 3 (2 педколледжа и совхоз-техникум) относятся к ведению Минобразования РФ.

Следует отметить, что из-за массового открытия новых непрофильных образовательных программ в большинстве из этих учреждений они фактически потеряли или значительно снизили отраслевую специфику, т.к. большинство студентов обучаются по непрофильным специальностям.

Указанное обстоятельство приводит к неконтролируемому дублированию в подготовке специалистов, отсутствию скоординированной политики из-за ведомственной разобщенности, затрудняет решение вопросов об объединении в университетский комплекс.

Одной из потенциальных проблем при объединении нескольких образовательных учреждений одного уровня может стать ухудшение показателей, влияющих на выполнение лицензионных и аккредитационных требований ("остепененность" профессорско-преподавательского состава и т.п.).

Одной из серьезных проблем в ходе развития УК является проблема роста числа подразделений комплекса, повышение сложности управления структурными единицами и комплексом в целом. Как правило, решение данной проблемы лежит на пути децентрализации управления подразделениями и структурами, входящими в УК. К числу положительных моментов при децентрализации управления относятся повышение ответственности сотрудников за результаты своего труда, улучшение материальной и моральной заинтересованности работников, лучшее раскрытие творческого потенциала работников, преодоление инерции в работе и т.п. Однако в условиях децентрализации существует опасность проявления "центробежных" тенденций, приводящих к игнорированию общих интересов, "замкнутости" системы на саму себя, потери критичности и перспектив развития, управляемости, "размазывания" финансовых и иных ресурсов, неконтролируемого увеличения управленческого персонала. Поэтому очень важным аспектом деятельности руководства УК является работа по согласованию интересов, прав и ответственности структур и подразделений, четкая регламентация деятельности и контроля за ней ("управляемая децентрализация"), включая:

  • разработку и согласование нормативных документов, регулирующих права и обязанности центральной администрации и подразделений УК;
  • управление через внешний и внутренний самоанализ и самооценку, развитие и управление мотивациями;
  • прозрачность системы управления и результатов деятельности подразделений и всего комплекса в целом.

В ходе развития университетского комплекса, создания новых подразделений структур часто приходится сталкиваться с проблемой поиска квалифицированных руководителей подразделений, менеджеров. До 90-х гг. ХХ столетия у университетов не было большой потребности в таких специалистах, система подготовки кадров ориентировалась в основном на выявление талантливых ученых и педагогов, которые затем становились руководителями кафедр, лабораторий и факультетов, университета в целом. Сложившаяся ситуация заставляет университеты создавать собственные системы подготовки и переподготовки руководителей, менеджеров, специалистов по инновационной деятельности, разрабатывать и использовать современные методики управления персоналом и мотивации их деятельности.

Финансово-экономические проблемы. Создание в рамках УК самостоятельно хозяйствующих субъектов обычно не вызывает серьезных проблем. Проблемы появляются на этапе обсуждения вопросов о вхождении в состав УК как юридического лица образовательных и иных учреждений, финансируемых из других источников (отраслевое федеральное министерство, республиканский или местный бюджеты). Опасение потерять или уменьшить имеющиеся до объединения объемы финансирования оказывает существенное влияние на темпы интеграции в рамках УК учреждений профессионального образования.

Не способствует расширению университетских комплексов и "определенная неопределенность порядка" формирования государственного заказа на подготовку специалистов, готовящееся введение ГИФО и нормативов финансирования образовательных учреждений.

Психологические проблемы. Одним из важных факторов, препятствующим интеграции образовательных учреждений в единый УК, являются психологические барьеры, связанные с опасением коллективов и их лидеров утратить самостоятельность в принятии решений, целостность и имущество коллектива, неравноправность положения в рамках УК. Поэтому очень важно сохранять доверие объединяющихся сторон на всех этапах интеграции, и, по-видимому, одним из наиболее эффективных путей объединения является постепенный переход от ассоциативных форм сотрудничества до вхождения в состав единого юридического лица с сохранением правомочий юридического лица вошедшей организации.

Еще одна проблема, актуальная для многих образовательных учреждений, - это проблема преодоления иждивенческих настроений, инерции в коллективе, адаптация преподавателей и сотрудников к новым условиям работы в рамках университетского комплекса. Во многом темпы развития университетского образования зависят от успешности решения данной проблемы в каждом коллективе, в каждом подразделении университетского комплекса.

Перспективы развития университетских комплексов

На наш взгляд, дальнейшее развитие университетских комплексов будет связано с укрупнением, включением в их состав образовательных, научных и научно-производственных учреждений различных уровней, созданием новых структурных подразделений, повышением уровня инновационной и прикладной деятельности с одновременным развитием фундаментальных исследований. По-видимому, в ближайшее время сформируются три основных "базовых" типа УК:

  • региональные университетские комплексы;
  • федеральные исследовательские университетские комплексы;
  • отраслевые университетские комплексы.

Полагаем, что уже сейчас 40-50 университетов в России могут претендовать на достаточно очевидную принадлежность к одному из вышеуказанных типов. Считаем, что необходим серьезный анализ деятельности ведущих центральных и региональных университетов по созданию интегрированных университетских комплексов.

В заключение отметим, что создание университетского комплекса - не самоцель, не модное поветрие, и любой университет (университеты) должны настраиваться на долгие годы серьезной и кропотливой работы. На наш взгляд, в настоящее время имеется серьезная опасность конъюнктурного создания формальных университетских комплексов, имитирующих деятельность УК. Министерству образования России, региональным органам власти, университетам, всему педагогическому сообществу потребуются совместные скоординированные усилия по созданию и развитию университетских комплексов как системы региональных центров непрерывного образования и науки.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Марина Юрьевна Малкина
TERRA ECONOMICUS. 2020.  Т. 18. № 3. С. 140-159. 
[Статья]
Александр Иванович Татаркин, Юрий Владимирович Перевалов, Сергей Юрьевич Юрпалов
Экономическая наука современной России. 1999.  № 1. С. 39-53. 
[Статья]
С.В. Гриненко, Елена Константиновна Задорожняя, Инна Сергеевна Найденко
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 4. С. 64-78. 
[Статья]
Креина Григорьевна Барбакова
Социологические исследования. 2002.  № 7. С. 104-107. 
[Статья]