Эксоцман
на главную поиск contacts
  Университетское управление - практика и анализ

Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса

Опубликовано на портале: 09-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 25-30. 
Процесс становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации во многом является нестабильным и противоречивым, что обусловлено широким спектром причин как объективного, так и субъективного характера. Практика показывает, что стабилизация и последующая оптимизация параметров данного процесса могут быть обеспечены на основе всестороннего использования знаний, умений и навыков, которыми обладает персонал отечественных предприятий и организаций. В связи с этим существенно возрастают требования к качеству профессиональной подготовки специалистов и, следовательно, к системе предоставления услуг в сфере обучения. Эффективное функционирование данной системы в условиях рыночных отношений зависит от различных условий.

Процесс становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации во многом является нестабильным и противоречивым, что обусловлено широким спектром причин как объективного, так и субъективного характера. Практика показывает, что стабилизация и последующая оптимизация параметров данного процесса могут быть обеспечены на основе всестороннего использования знаний, умений и навыков, которыми обладает персонал отечественных предприятий и организаций. В связи с этим существенно возрастают требования к качеству профессиональной подготовки специалистов и, следовательно, к системе предоставления услуг в сфере обучения. Эффективное функционирование данной системы в условиях рыночных отношений зависит от ряда следующих условий:

  • качественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в необходимых им знаниях, умениях и навыках;
  • широкое разнообразие типов учебных заведений и характера взаимодействия между ними для достижения определенного уровня конкурентоспособности на рынке услуг;
  • наличие научно обоснованной концепции развития как системы предоставления услуг в сфере обучения в целом, так и отдельных учебных заведений и их объединений;
  • рациональное использование интеллектуальных, материальных, информационных и финансовых ресурсов при одновременном достижении максимума эффективности деятельности учебных заведений на рынке услуг в сфере обучения и др.

На сегодняшний день большинство специалистов полагает, что оптимальное сочетание данных условий возможно на основе создания объединений учебных заведений, в частности, - университетских комплексов. Данный вывод нашел отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации "Об университетских комплексах" от 17 сентября 2001 г. N 676, в котором указано, что "с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения".

С целью проведения организационно-методической работы по созданию университетских комплексов Министерством образования Российской Федерации разработаны рекомендации от 09. 11. 2001 г. N 17-55-99 ин/17-11, в которых отражены цели создания, задачи, принципы и порядок формирования и функционирования данных комплексов. Очевидно, что реализация данных рекомендаций должна осуществляться на основе теории и методологии управления процессами предоставления услуг в сфере обучения.

Следует отметить, что в настоящее время разработан ряд теоретических и методологических подходов, способствующих проведению работ в данном направлении. Однако, анализ данных подходов позволил выявить ряд проблем, связанных с созданием и функционированием университетских комплексов. К числу таких проблем, по нашему мнению, относятся:

  • отсутствие методологии, ориентированной на интенсивные технологии создания университетского комплекса (через проектирование и формирование его основных подразделений). Такой университетский комплекс аналогичен университетскому комплексу, созданному на основе экстенсивных методов, т. е. посредством реорганизации университета (академии) в форме присоединения к нему (к ней) других юридических лиц (учреждений и организаций);
  • отсутствие единого теоретико-методологического подхода к проектированию, формированию и оптимизации мезоэкономических объектов системы предоставления услуг в сфере обучения на региональном уровне (региональных университетских комплексов), позволяющего, с одной стороны, эффективно использовать мощный потенциал крупных организаций, а с другой стороны, обеспечить необходимую их гибкость при работе с индивидуальными заказами потребителей с учетом сложности и оригинальности данных заказов;
  • слабая адаптация существующего терминологического аппарата теории управления, сложившегося в сфере обучения со времен командно-административной экономики, к реалиям функционирования регионального университетского комплекса в рыночных условиях;
  • недостаточная проработанность концептуальных подходов к организации управления региональными мезосистемами предоставления услуг в сфере обучения (региональными университетскими комплексами) различного типа, что препятствует качественной проработке стратегий их развития с целью достижения необходимого уровня конкурентоспособности на международном рынке услуг в сфере обучения;
  • ограниченный выбор современных методик исследования рынка услуг в сфере обучения, обеспечивающих, с одной стороны, экономичность основных операций маркетинговой деятельности регионального университетского комплекса, а с другой - получение достоверных результатов данной деятельности, способствующих принятию обоснованных управленческих решений менеджментом системы предоставления услуг в сфере обучения;
  • определенный дефицит теоретических и методологических положений в области стратегического управления региональными мезосистемами предоставления услуг в сфере обучения (региональными университетскими комплексами) с соблюдением двух необходимых условий их успешного развития. С одной стороны, необходимо поддерживать на рынке услуг в сфере обучения определенный уровень конкуренции, а с другой - ее ограничение, что, по нашему мнению, должно способствовать устранению ряда конъюнктурных моментов, влияющих на качество предоставляемых потребителю услуг и др.

Одной из первоочередных проблем является, на наш взгляд, уточнение сущности университетского комплекса. Это связано с тем, что помимо данного понятия существуют и используются в практике такие понятия как "университет" и "университетский комплекс". По-видимому, не стоит объяснять, что поставленная выше проблема является достаточно сложной. Существует немало исследований, посвященных раскрытию сущности университетов с различных точек зрения. При этом нельзя сказать, что феномен университета проанализирован и теоретически объяснен в полном объеме. Поэтому нами предпринята попытка исследования указанной выше проблемы на основе сравнительного анализа и в первую очередь с позиции управленческого аспекта деятельности систем обучения. Естественно, что перед проведением исследования следует руководствоваться однозначными определениями понятий "университет", "университетский комплекс" и "университетский округ". Полагаем, что наиболее приемлемыми определениями данных понятий являются следующие определения:

1) университет представляет собой автономный институт, который действует внутри обществ, организованных по-разному из-за различия географических и исторических условий, и создает, критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания1 . Для университета характерны широкий спектр фундаментальных научных исследований и подготовка на этой основе, как специалистов, так и научно-педагогических работников. Причем университет должен являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности2 ;

2) университетский комплекс - объединение на базе университета (академии) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней, иных учреждений и некоммерческих организаций или выделенных из их состава структурных подразделений с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы;

Отличиями университетского комплекса от университета в его классическом исполнении, по нашему мнению, являются:

  • возможность предоставления обучающимся многоуровневого образования (среднего, среднего специального, высшего);
  • наличие условий для продвижения идеи на рынок (коммерческой реализации научно-технических разработок);
  • реализация единых методологических подходов к разработке моделей специалиста и проведения работ по достижению параметров данных моделей;
  • комплексный подход для развития творческих способностей каждого обучающегося и др.

3) университетский округ, не имеющий статуса юридического лица, - специально организованная образовательная среда (образовательное пространство) университета (академии) в масштабах города или региона, в которую входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней (школы, лицеи, гимназии, промышленные училища, колледжи, институты, учреждения дополнительного образования) различных форм собственности и ведомственной принадлежности с целью повышения качества общего и профессионального образования на основе методического, научного, кадрового и информационного влияния университета (академии), преемственности государственных образовательных стандартов и программ обучения в образовательных учреждениях различных уровней, сопряжения всех уровней образования, повышения квалификации преподавателей в городе или регионе, обеспечения целевой подготовки кадров для производственной и социальной сферы города или региона3 .

Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Различия понятий "университет", "университетский комплекс" и "университетский округ"
Признак Университет Университетский комплекс Университетский округ
1. Уровень предлагаемого потребителям образования Высшее послевузовское Начальное, среднее, высшее, послевузовское Начальное, среднее, высшее, послевузовское
2. Уровень централизации полномочий Высокий Как правило, высокий Невысокий
3. Территориальная концентрация Уровень населенного пункта Может отсутствовать На уровне населенного пункта или субъекта РФ
4. Наличие учебных заведений-спутников Представлены ограниченно Представлены широко Представлены широко
5. Развитость инфраструктуры Ограничена Развита Локально ограничена
6. Однородность головного вуза и учебных заведений-спутников Как правило, гомогенная система Гетерогенная система Гетерогенная система
7. Преемственность учебных программ Согласованы Как правило, согласованы Могут быть как согласованы, так и не согласованы
8. Наличие учебных заведений-спутников с оригинальными учебными программами Как правило, отсутствуют Могут иметь место Имеют место
9. Уровень монопольной власти в регионе Незначительный (имеет место конкуренция) Значительный (может иметь место монополия) Как правило, незначительный (имеет место ограниченная конкуренция)
10. Уровень самоуправления учебных заведений-спутников Как правило, незначительный Как правило, значительный Значительный
11. Уровень коммерческой реализации интеллектуальной собственности Ограниченный (результаты научно-исследовательских работ) Высокий (результаты научно-исследовательских работ, технологической подготовки производства, производство и сбыт) Ограниченный (на уровне отдельных организаций)
12. Гибкость реагирования на изменения внешней среды Высокая Как правило, затруднена (по аналогии с предприятием крупного бизнеса) Высокая (по аналогии с предприятиями малого бизнеса)
13. Аналог организационно-правовой формы Типа "холдинга" Типа "концерна" Типа "ассоциации"
14. Система послевузовского образования Децентрализована (на уровне подразделений) Может быть децентрализована, либо централизована (в виде единого подразделения, типа МРЦПК) Децентрализована
 

Представленные в таблице 1 данные позволяют дать следующие определения:

  • университетский комплекс - это гетерогенная макросистема обучения, представляющая собой совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих элементов (подразделений), способствующих достижению социальных, экономических, культурных и иных целей общества, группы лиц, либо индивидов и удовлетворению потребностей личности в получении определенных знаний и навыков;
  • региональный университетский комплекс - это гетерогенная макросистема обучения, представляющая собой совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих элементов (подразделений), расположенных на определенной территории и способствующих достижению социальных, экономических, культурных и иных целей находящихся на ней лиц и удовлетворению потребностей личности в получении определенных знаний и навыков.

В процессе проведения научных исследований, посвященных решению актуальных проблем теории и методологии формирования регионального университетского комплекса, нами получены следующие основные результаты:

1) теоретически обоснована совокупность методов проектирования, формирования, функционирования и оптимизации регионального университетского комплекса, применяемых при исследовании сложных социально-экономических систем, с учетом специфики регионального рынка услуг в сфере обучения;

2) проведен анализ терминологического аппарата теории управления системами обучения, установлены отличия понятий "университет", "университетский комплекс" и "университетский округ" и разработаны авторские определения терминов "система образования", "система обучения", "структура системы образования", "маркетинг", "маркетинг на рынке услуг в сфере обучения потребителей", "региональный университетский комплекс", "сеть учебных заведений", "учебно-научно-производственный комплекс". Данный этап работ позволил выявить ряд специфических черт процесса предоставления услуг в сфере обучения, что впоследствии способствовало уточнению ряда теоретических и методологических положений теории управления сложными социально-экономическими системами;

3) раскрыта сущность и описано содержание ряда перспективных концепций управления региональным университетским комплексом - менеджмента, маркетинга и логистики, представляющих собой эволюцию развития систем обучения в соответствии с процессом совершенствования рыночных отношений. Показаны особенности логистики не только как комплексной активности (транспортировка, складирование, хранение ресурсов и др.), но и как концепции управления предприятиями и организациями в рыночных условиях;

4) применительно к региональному университетскому комплексу предложена методика исследования рынка услуг в сфере обучения, основанная на анализе взаимодействия основных рыночных факторов: потребности, спроса и предложения. Особенностью данной методики является выделение восьми характерных ситуаций на рассматриваемом рынке и тенденций их развития на тот или иной период времени. При этом, в частности:

  • обосновано содержание логистического и маркетингового подходов к исследованию рынка услуг в сфере обучения;
  • установлена прямая взаимосвязь данной методики с теорией жизненного цикла товара (ЖЦТ) и моделью (матрицей) Бостонской консалтинговой группы (БКГ) "темп роста рынка - доля рынка относительно ведущего конкурента";
  • определено, что в зависимости от сочетания основных рыночных факторов, предопределяющих состояние рынка услуг в сфере обучения, региональному университетскому комплексу целесообразно дифференцированно подходить к организации взаимодействия с потребителями, т. е. в зависимости от сложившейся ситуации на рынке периодически прибегать к маркетингу в отношении потребителей или использовать имеющиеся нужды потребителей, реализующих маркетинг в отношении поставщиков (систем обучения);
  • предложено использование гравитационных моделей определения количества потенциальных потребителей услуг, предлагаемых региональным университетским комплексом;

5) разработана методика выбора концепций управления подразделениями регионального университетского комплекса, в результате:

  • в развитие общего подхода к управлению региональным университетским комплексом теоретически обоснована последовательность реализации основных концепций управления данными подразделениями (концепций менеджмента, маркетинга и логистики) в рыночных условиях;
  • разработаны теоретические рекомендации по выбору организационных структур данных подразделений и стиля управления ими;

6) предложена методология проектирования регионального университетского комплекса, в частности:

  • с учетом функционирования на рынке услуг в сфере обучения двух субъектов - поставщика (учебного заведения) и потребителя (физического лица) обоснована необходимость выделения, соответственно, системы обучения и системы образования, установлены взаимосвязи и основные отличия данных систем;
  • раскрыта сущность и описано содержание основных видов деятельности (комплексных активностей) региональных университетских комплексов различного типа;
  • описаны закономерности и выделены особенности основных этапов функционирования региональных университетских комплексов различного типа, предопределяемых факторами внешней среды;
  • определены функциональные области и разработана укрупненная схема проектирования учебно-научно-производственного комплекса как составной части регионального университетского комплекса;
  • разработана структура процесса организации управления региональным университетским комплексом на основе логистического подхода.

Представленные выше результаты научных исследований позволили создать теоретико-методологические основы формирования региональных университетских комплексов на ближайшую перспективу, поскольку, по нашему мнению, экстенсивные методы их развития на данный момент времени себя исчерпали. Поэтому в дальнейшем следует делать упор на интенсивные методы развития систем обучения, к числу которых, кроме прочего, принадлежат рассматриваемые нами региональные университетские комплексы.

Примечания

1Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования в Европе. М.: Российский новый университет, 2003. 128 с. Возврат

2Татур Ю. Г. Образовательная система России: высшая школа. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. 278 с. Возврат

3 Основы создания университетских комплексов / Шукшунов В. Е., Ленченко В. В., Третьяк А. В., Ткачев А. Н., Нырков Е. А. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. 72 с. Возврат


Ковалевский В. П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса / В. П. Ковалевский // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 2(25). С. 25-30


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Наталья Рэмовна Кельчевская, Лариса Анатольевна Романова
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 59-62. 
[Статья]
Петр Федорович Анисимов, Алла Леонидовна Коломенская
Среднее профессиональное образование. 2004.  № 4. С. 3-7. 
[Статья]
Михаил Игоревич Иродов, Сергей Васильевич Разумов
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 90-95. 
[Статья]
Татьяна Семеновна Панина, Валентина Михайловна Крашенинина, Юрий Александрович Захаров
Университетское управление. 2001.  № 3(18).
[Статья]
Дмитрий Юрьевич Райчук
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 27-30. 
[Статья]
Ирина Анатольевна Огородникова
Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 99-103. 
[Статья]
Юрий Мечеславович Краковский, Вера Константиновна Карнаухова
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 26-31. 
[Статья]